Лекции о ПДД

Буксировка механических транспортных средств

Раздел ПДД №20


Цели:

  • Знать способы и правила буксировки нагибкой и жёсткой сцепке, а также путем частичной погрузки. Обозначение буксируемого механического транспортного средства. Случаи, когда буксировка
  • запрещена.
  • Уметь Анализировать и правильно применять полученные знания при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность движения.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев,когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля,а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

 

20.2(1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.  

Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.

Длина гибкой сцепки должна обеспечивать безопасную и в то же время разумную дистанцию между
машинами. При очень короткой сцепке (менее четырех метров) можно сразу буксироваться на кузовные работы. А при очень длинной (больше 6 метров) велика вероятность того, что кто-либо из других водителей не заметит сцепки машин и попробует проехать между ними.

 

Жесткая сцепка может быть и меньше четырех метров, но при этом она должна обеспечивать возможность любого маневра сцепленных автомобилей без касания друг друга. Чем меньше длина сцепки, тем меньше будет расстояние между углами машин на повороте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Жесткая сцепка. При маневрировании расстояние Y
всегда будет меньше расстоянии Х.


20.4. Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
  • двух и более транспортных средств;
  • транспортных средств с не действующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
  • мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
  • в гололедицу на гибкой сцепке.

К буксировке механических транспортных средств чаще всего прибегают в случаях возникновения неисправностей, которые нельзя устранить в пути, а движение с ними невозможно либо запрещено п.2.3.1 Правил.

Для начала разъясним отличия понятий "буксирующее ТС" и "буксируемое ТС", которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки Правила движения.

Буксирующее ТС - это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки.

Буксируемое ТС - это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире.

Правила буксировки транспортных средств  требуют особого выделения на дороге буксируемого (находящегося сзади) транспортного средства:

Во-первых, буксируемое транспортное средство должно быть обозначено аварийной световой сигнализацией или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.

Во-вторых, в темное время суток (а также в тоннелях) на буксируемом транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.

Кроме того, не забывайте, что на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены или дневные ходовые огни, или ближний свет фар, или противотуманные фары. Т.е. и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.

Скорость движения при буксировке механических транспортных средств не должна превышать 50 км/ч (пункт 10.4 Правил).                                                           

Водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. Т.е. начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются. Требование относится только к буксировке механических транспортных средств. Т.е. буксировку прицепов может выполнять любой водитель и это не будет нарушением.

Правилами определены требования к техническому состоянию буксируемого транспортного средства, длине связующего звена, которая зависит от вида сцепки, а также установлен ряд специальных ограничений.                                                                                                     

В настоящем разделе рассмотрено три способа буксировки механических транспортных средств: на жесткой сцепке, на гибкой сцепке и путём частичной погрузки.

 

Первый вид буксировки – это буксировка на гибкой сцепке.

 

Рис.2 


Это не самый безопасный способ буксировки, но самый распространённый среди автолюбителей. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами не менее 4-х метров, но не более 6-ти метров (эти цифры надо запомнить – и по жизни пригодится, и на экзамене в ГИБДД будут спрашивать). На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств в виде флажков или квадратных щитков с нанесёнными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами со световозвращающей поверхностью.

Такой способ буксировки не всегда можно применить. Буксировать транспортное средство запрещено, если у него неисправны тормоза или рулевое управление.

Но при таком способе буксировки есть существенное преимущество – пассажирам разрешено находиться не только в салоне буксирующего, но и в салоне буксируемого легкового автомобиля, а это значит, что наличие водителя в буксируемом автомобиле обязательно!

Правила категорически запрещают буксировку на гибкой сцепке:

  • Во время гололедицы – это опасно из-за малой дистанции между машинами, возрастает вероятность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий. Кроме того, в таких условиях возможна потеря управляемости обоими автомобилями, а также при прохождении поворотов смещение буксирующего автомобиля в сторону;
  • Неисправны тормозная система и рулевое управление;
  • Мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов. Они неустойчиво ведут себя на малых скоростях.
  • Двух и более транспортных средств.При буксировке двух или более транспортных средств значительно увеличивается длина автопоезда, что отрицательно влияет на пропускную способность дорог и безопасность дорожного движения. Однако буксировка неисправного автопоезда на запрещена, поскольку он рассматривается как одна транспортная единица.

Второй вид буксировки – это буксировка на жёсткой сцепке.

 

Рис.3 


Расстояние между транспортными средствами при буксировке на жёсткой сцепке не должно превышать 4 метра. Транспортные средства сцепляются специальным буксирным устройством (металлической штангой или треугольником с проушинами). Они двигаются как одно целое. А, значит, такой вид буксировки можно использовать и в гололедицу, и можно даже буксировать транспортное средство с неисправными тормозами. В последнем случае буксирующему придётся своими тормозами удерживать и свою массу, и массу буксируемого. И вот тут, руководствуясь безопасностью движения, Правила ввели ограничение:

При наличии жёсткой сцепки разрешается буксировать автомобиль с недействующей тормозной системой, но масса буксируемого не должна быть более половины массы буксирующего.

То есть, если в дороге отказали тормоза, и с собой есть жесткая сцепка, то качестве тягача может быть использовано транспортное средство, фактическая масса которого как минимум в два раза больше фактической массы буксируемого транспортного средства.                                           

Буксировка на жёсткой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, а, значит, пассажирам разрешено находиться не только в салоне буксирующего, но и в салоне буксируемого легкового автомобиля.

Правила запрещают буксировку на жёсткой сцепке: 

  • с неисправным рулевым управлением;
  • транспортных средств с не действующей тормозной системой, если фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства;
  • Мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов. Они неустойчиво ведут себя на малых скоростях.
  • Двух и более транспортных средств.

Третий вид буксировки – это буксировка методом частичной погрузки.

 

 Рис.4


При буксировке способом частичной погрузки обычно передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины либо приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жёстко закрепленном на буксировщике. 

При таком способе разрешается буксировать автомобиль с любой неисправностью, в том числе и с неисправной тормозной системой, и с неисправным рулевым управлением. Но! 

Нахождение людей (в том числе и водителя) в салоне буксируемого автомобиля запрещено!

Независимо от того, исправны тормоза или нет, во всех случаях фактическая масса буксирующего автомобиля должна быть как минимум в два раза больше фактической массы буксируемого.

Правила запрещают буксировку методом частичной погрузки: 

  • транспортных средств с недействующей тормозной системой, если фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства;
  • Мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов. Они неустойчиво ведут себя на малых скоростях.
  • Двух и более транспортных средств.

 Рис.5


Если автомобиль целиком погрузят на платформу тягача, то это уже не называется буксировкой. Это называется транспортировкой автомобиля.

Буксировка не допускается на дорогах (участках дорог), на которых установлен знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено». Этот знак, помимо запрещения движения грузовым автомобилям и тракторам с прицепами, также не допускает буксировку механических транспортных средств.

 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте