Лекции о ПДД

Электрооборудование. Источники и потребители энергии

Необходимая литература:  В. А. Родичев, А. А. Кива   Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей 
 


Электрооборудование обеспечивает работу большин­ства систем автомобиля и снабжает током потребите­ли электроэнергии.

К потребителям электрической энергии относятся:

  • система пуска двигателя (стартер);
  • система зажигания (у бензиновых и газовых дви­гателей; описание и работа этой системы рассмотре­ны в главе 2 настоящего издания);
  • система освещения (снаружи машины — фары и фонари, лампы освещенияномерного знака, внут­ри — плафоны, лампы, освещающие приборный щи­ток, подкапотное освещение и т.д.);
  • система световой сигнализации (указатели поворо­та, стоп-сигналы, фонаризаднего хода);
  • система звуковой сигнализации;
  • контрольно-измерительные приборы (амперметр, указатель температуры охлаждающейжидкости, сигнализатор включения стояночного тормоза и т.д.);
  • дополнительное оборудование (вентилятор, конди­ционер, стеклоочиститель,магнитола, прикуриватель, система обогрева заднего стекла, электростеклоподъ­емники, электронные системы, повышающие безопас­ность эксплуатации транспортного средства, а также многие другие приборы, которые вы можете подклю­чать через гнездо прикуривателя).

Работу всех перечисленных потребителей тока обес­печивают всего два источника электрической энергиигенератор и аккумуляторная батарея.

 

Генератор

 

 

 

 

Главный источник электроэнергии — генератор, приводимый в действие двигателем транспортного
средства. Он преобразует механическую энергию дви­гателя в электрическую. Вал автомобильного генера­тора через ремень посредством шкива соединяют с вращающимся валом двигателя, и работающий дви­гатель «заставляет» генератор вырабатывать ток. Ге­нератор состоит из элементов, показанных на рисунке.

 

 

 

 

 

 

Устройство генератора:

1-корпус генератора; обмотка статора; 3-ротор; 4-ремень;

5-шкив привода генератора; 6-кронштейн крепления; 7-щетки; 8-регулятор напряжения; 9-контактные кольца; 10-вывод «30″ для подключения потребителей; 11- вывод «61″ для питания цепи амперметра и контрольных ламп на щитке приборов; 

12-выпрямитель 

Автомобильный генератор устанавливают на двига­теле на специальном кронштейне. Надежная работа генератора зависит от степени натяжения ремня привода (регламентируется заводом-изготовителем). Натяжение регулируется перемещением генератора в пазах кронштейна.

 

При работающем двигателе генератор питает элек­трическим током все потребители, а также подзаря­жает аккумуляторную батарею.



Как уже говорилось, генератор связан с коленчатым валом двигателя посредством ременной передачи. Следовательно, чем выше обороты двигателя, тем больше оборотов совершает ротор (вращающаяся часть) генератора. Напряжение, вырабатываемое гене­ратором, напрямую зависит от оборотов его ротора. Автомобильный двигатель, работая на повышенных оборотах, вполне может «заставить» генератор вырабатывать напряжение, превышающее необходимый предел. А это приведет к выходу из строя потребителей и порче электроцепей. Для ограничения выраба­тываемого генератором напряжения и поддержания его в установленных рамках используют регулятор напряжения. Он поддерживает постоян­ное напряжение вырабатываемого генератором тока при переменной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Современные автомобили оборудованы ма­логабаритными бесконтактными микроэлектронными регуляторами напряжения, которые либо встроены в генератор и объединены в одном узле со щеткодержателем, либо установлены отдельно в подкапотном пространстве.

 

Аккумуляторная батарея


Аккумуляторная батарея — источник постоянного тока, предназначенный для пуска двигателя стартером, для питания прочих потребителей при неработающем двигателе.

Аккумуляторная батарея — второй источник электроэнергии. Она превращает химическую энергию в электрическую.

Оба источника энергии обеспечивают также зажига­ние рабочей смеси в цилиндрах бензиновых и газовых двигателей, т.е. работу систем зажигания этих двига­телей.

Источники электроэнергии связаны с потребителя­ми проводами. На автомобилях применяется однопроводная система, при которой положительные полюса источников и потребителей, работающих только на постоянном токе, соединены между собой изолиро­ванными проводами. Отрицательные же полюса со­единяются через металлические части автомашины, называемые «массой». Применение однопроводной си­стемы упрощает схему электрооборудования и позво­ляет существенно сэкономить на проводах.

Большинство электрических цепей защищено плав­кими предохранителями. Перед началом эксплуатации своего автомобиля выясните, где расположен блок предохранителей; если имеются предохранители, расположенные вне блока, определите их местонахож­дение. Кроме того, выясните номинал предохраните­лей и имейте их в запасе. Прежде чем заменить пе­регоревший предохранитель, следует отключить «мас­су» от аккумуляторной батареи и выяснить причину выхода его из строя.

Имейте в виду, что на большинстве современных ав­томобилей при отключении аккумуляторной батарей происходит автоматическая блокировка автомагнито­лы. При последующем подключении батареи магнито­ла не будет работать до тех пор, пока вы не введете специальный код. Загляните в руководство по эксплу­атации вашей машины к выясните, так ли это. При покупке автомобиля в автосалоне вам дадут этот код, но хранить его в машине не стоит. Кодирование про­водят для того, чтобы затруднить использование по­хищенной автомобильной аудиотехники. Если вы по­купаете машину «с рук», не забудьте выяснить у прежнего хозяина номер кода магнитолы.
 

 

Аккумуляторная батарея


Аккумуляторная батарея — источник постоянного тока, предназначенный для пуска двигателя стартером, для питания прочих потребителей при неработа­ющем (или работающем на малых
оборотах) двигате­ле.

Рассмотрите устройство аккумуляторной батареи

 

Аккумуляторная батарея преобразует химическую энергию в электричество, являясь источником электроэнергии автомобиля.

Если взять две свинцовые пластины и опустить их в слабый раствор серной кислоты в воде (электро­лит), то через некоторое время, подсоединив пласти­ны к зажимам источника тока (донора), например ге­нератора или зарядного устройства, мы обнаружим, что через аккумулятор течет электрический ток. Меж­ду веществом пластин и кислотой произошла химиче­ская реакция. Вследствие этого аккумулятор зарядил­ся, т.е. сам превратился в источник тока. Отсоединив теперь аккумулятор от генератора и соединив с по­требителем энергии, можно отбирать накопленную им электроэнергию или, иными словами, разряжать аккумулятор. 


Этот процесс можно повторять многократно: при работающем генераторе происходит накапливание электрической энергии (заряд), а при неработающем генераторе - отдача запасенной энергии на питание потребителей (разряд). Простейший аккумулятор, состоящий из двух пластин (положительной и отрицательной), объединяют в аккумуляторную батарею, соединяя пластины последовательно друг с другом. На легковых автомобилях применяют аккумуляторные батареи, вырабатывающие постоянный ток напряжением 12 В. Полностью заряженный свинцово-кислотный аккумулятор имеет напряжение, равное 2,0-2,1 В. Поэтому для получения источника тока напряжением 12 В последовательно соединяют шесть аккумуляторов, которые образуют батарею.
Свинцово-кислотная стартерная аккумуляторная батарея, применяемая на автомобилях, позволяет получить ток разрядки, в 3-5 раз превышающий номинальную емкость батареи.

О емкости аккумуляторной батареи информирует ее маркировка. Например, на многие легковые автомобили устанавливают батареи 6СТ-55. Расшифруем маркировку аккумуляторных батарей:

6 — это количество двухвольтовых аккумуляторов в батарее;

СТ — указывает на то, что данная батарея стартерного типа, т.е. ей не страшны значительные разрядные токи, необходимые для работы пускового электродвигателя, известного всем как стартер;

55 — номинальная емкость батареи вампер-часах (А-ч) при 20-часовом непрерывном режиме разряда. На автомобилях ГАЗ, УАЗ предусмотрена установка батареи емкостью 60 А-ч (ее маркировка — 6СТ-60). Кстати, на автомобиле следует применять батарею именно той емкости, какую установил завод-изготовитель. Мнение о том, что чем больше емкость аккумулятора, тем больше из него можно выдавить пусков двигателя, непрофессионально и ошибочно, когда речь идет не о разовом применении батареи повышенной емкости, а о постоянной эксплуатации автомобиля с ней. Такая эксплуатация приведет к хроническому недозаряду аккумуляторов батареи со всеми вытекающими последствиями. Далее в маркировке батареи используются только буквы. Они информируют о материале корпуса батареи, а также об особенностях конструктивного исполнения и поставки:

А — обозначает материал корпуса батареи (полипропилен с общей крышкой);
Э — эбонитовый (большинство старыхаккумуляторов имели именно такие корпуса);
Т — термопластичная пластмасса;
М — с сепараторами из мипласта;
Р — с сепараторами из мипора;
Л — необслуживаемая;
3 — поставляется заряженной;
Н — поставляется несухозаряженной.

Современные аккумуляторные батареи выпускают чаще всего в необслуживаемом исполнении.
Несмотря на это, они требуют к себе со стороны водителя определенного внимания. Батарея не подведет в том случае, если перед эксплуатацией ее поверхность не загрязнена, а сама она надежно закреплена на автомобиле, полностью заряжена, плотность и уровень электролита находятся в установленных пределах. Электролит получают, растворяя серную кислоту в воде. В процессе эксплуатации автомобиля уровень электролита может понижаться из-за выкипания воды. 

Следовательно, восстанавливаем необходимый уровень, доливая дистиллированную воду.
В 1 л электролита заряженного аккумулятора содержится 500 г чистой серной кислоты и 800 г воды.
Важным параметром аккумуляторной батареи является плотность электролита.
Нормальная плотность электролита полностью заряженной батареи — 1,28-1,29 г/см3 при температуре окружающего воздуха 15 °С. Летом плотность понижают до значений 1,24-1,27 г/см3, а зимой из-за опасности замерзания электролита повышают до 1,31 г/см3.

Вы, наверное, уже догадались, что температура замерзания электролита зависит от его плотности, а последняя — от степени заряженности батареи

Температура замерзания электролита


Плотность измеряют специальным прибором — ареометром


Если выяснилось, что батарея разряжена зимой на четверть, а летом наполовину (с помощью таблицы определим плотность электролита -1,24 и 1,21 г/см3 соответственно), то батарею необходимо зарядить.

Автомагазины предлагают широкий выбор зарядных устройств.

Обратите внимание на то, что существуют как зарядные, так и пускозарядные устройства. Главной особенностью пускозарядных устройств является возможность не только подзарядки аккумуляторной батареи, но и пуска двигателя при разряженной батарее. Стоят эти устройства дороже и, как правило, занимают больше места. Если вы можете принести батарею к зарядному устройству, то для пуска двигателя необходимо иметь рядом с автомобилем розетку 220 В. Поэтому, взвесив все плюсы и минусы указанных устройств, вы можете купить себе именно то устройство, которое вам действительно необходимо. 

 

 

 

Проверка уровня и плотности электролита: 
1-стеклянная трубка; 2-резиновая груша;
3-стеклянный цилиндр; 4-денсиметр;
5-наконечник; А-ареометр; Б-шкала денсиметра


Основа текущего ухода за аккумуляторной батареей - это поддержание в чистоте ее поверхности, дабы не дать возможности малым токам, использующим загрязненную поверхность для своего движения, разрядить ее. Загрязненную поверхность протирают кальцинированной содой или 10%-ным раствором нашатырного спирта, после чего вытирают сухой и чистой ветошью.

Кроме того, необходимо обращать внимание на надежность крепления наконечников (клемм) проводов и их чистоту, на состояние полюсных штырей батареи. Окисление этих элементов увеличивает сопротивление в электрических цепях иногда до такой степени, что стартер не может пустить двигатель.

Аккумуляторные батареи опасны для здоровья (при нарушении правил обращения с ними) последующим причинам:

  •  батареи содержат серную кислоту, которая может причинить ожоги при попадании на открытые участки тела;
  • батареи выделяют взрывоопасный горючий газ;
  • напряжение и емкость аккумуляторных батарей достаточны, чтобы в определенных условиях нанести человеку поражение электрическим током.

Система пуска двигателя


Система пуска двигателя предназначена для проворачивания коленчатого вала двигателя с частотой, достаточной для образования, сжатия и воспламенения смеси, а также нормальной работы остальных систем двигателя.  Основное требование к данной системе - обеспечение быстрого и надежного пуска двигателя при низких температурах. Энергоемкость системы должна обеспечивать необходимое число повторных пусков и быстро восстанавливаться при работе двигателя.

Схема подключения стартера (для пуска двигателя) в электрическую цепь автомобиля показана на рисунке «УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА»:

Система пуска двигателя состоит из следующих компонентов:

  • аккумуляторной батареи;
  • цепи стартера;
  • стартера стяговым реле и механизмом привода;
  • реле включения стартера;
  • выключателя зажигания.

 

СТАРТЕР  - электродвигатель постоянного тока ( последовательного возбуждения), предназначенный для пуска автомобильного двигателя.

Основная задача стартера — сообщить коленчатому валу двигателя ту минимально необходимую частоту вращения (50-100 мин), при которой двигатель начнет устойчиво работать. При понижении температуры окружающего воздуха для пуска двигателя необходимы повышенные обороты коленчатого вала.

Итак, водитель расположился за рулем автомобиля, выполнил все необходимые подготовительные операции и теперь приступает к пуску двигателя.

Для этого он поворачивает ключ в замке зажигания до момента замыкания контактов электроцепи стартера, после чего раздается характерный, всем знакомый шум включившегося стартера и двигатель пускается.

Что же происходит в этот короткий промежуток времени со стартером? Рассмотрим этапы его работы подробнее:

1. Подготовительный этап — стыковка стартера с коленчатым валом двигателя.

После того как водитель ключом замкнул в замке зажигания соответствующие контакты, якорь тягового реле под действием магнитного поля обмоток через рычаг перемещает муфту привода до зацепления шестерни с венцом маховика двигателя.

2. Основной этап — пуск двигателя. Подвижный контакт тягового реле замыкает цепь «аккумуляторная батарея-стартер», после чего начинается работа стартера в качестве электродвигателя: его якорь через шестерню вращает коленчатый вал двигателя, обеспечивая его пуск.

3. Заключительный этап — расстыковка стартера с коленчатым валом работающего двигателя.

После пуска двигателя водитель отпускает ключ зажигания и тяговое реле под действием возвратной пружины расстыковывает коленчатый вал двигателя со стартером, возвратив шестерню в первоначальное положение (втянув в себя).

Если после пуска двигателя стартер будет продолжать работать(например, обучающийся вождению не отпустит своевременно ключ зажигания или по какой-либо другой причине), то для того, чтобы стартер не вышел из строя, в его конструкции предусмотрена специальная муфта, которая передает вращение только в одну сторону: от стартера к маховику двигателя. Муфта не позволит двигателю, набравшему значительные обороты (800-6000 мин’), вывести стартер из строя.
  

 

Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации


Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации - потребители тока, отвечающие за безопасность и комфортабельность поездки. Они рассчитаны на ток напряжением 12 В. Водитель управляет ими с помощью рычажных и кнопочных переключателей.

Приборы освещения автомобиля должны быть включены в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые
огни, смотрите пп. 19.4 и 19.5 Правил дорожного движения.

К осветительным приборам относятся:

  • фары ближнего и дальнего света (у большинства современных автомобилей они совмещены в едином блоке);
  • передние и задние габаритные фонари (при наличии блока фар передние габаритные фонари обычно находятся в нем);
  • лампы освещения государственного регистрационного знака;
  • плафоны освещения салона автомобиля;
  • лампы освещения под капотного пространства и багажника.

Возможно дооборудование автомобиля: спереди — двумя противотуманными фарами (белыми или желтыми), сзади — одним или двумя противотуманными фонарями красного цвета.

Блок-фары  в настоящее времяустанавливают на большинство отечественных и зарубежных
легковых автомобилей. Они имеют прямоугольную или трапецеидальную форму и состоят из пластмассового корпуса, стеклянного рассеивателя с линзами и призмами, металлического отражателя с зеркальной поверхностью, корректирующего экрана и двух ламп:

  • малой — для обозначения наружных размеров автомобиля (лампа габаритного света);
  • большой — для освещения дороги (с нитями ближнего и дальнего света).

В едином корпусе блок-фары расположен также фонарь указателя поворота оранжевого цвета.
Водитель включает габаритные огни, указатели поворота, ближний и дальний свет фар специальными кнопочными и рычажными переключателями.

В заднем фонаре автомобиля расположены следующие лампы:

  • габаритного света (закрыта рассеивателем красного цвета и включается совместно с передними габаритными огнями);
  • стоп-сигнала с красным рассеивателем;
  • указателя поворота с оранжевым рассеивателем;
  • заднего хода с белым рассеивателем.

Приборы сигнализации информируют участников дорожного движения о намерениях водителя: предстоящем изменении направления движения транспортного средства, маневрировании, торможении, прекращении движения, а также предупреждают об особенностях движения, ослеплении водителя, обозначают транспорт при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, и при дорожно-транспортном происшествии.

Приборы сигнализации включают в себя:

  • указатели поворота (передние и задние);
  • повторители указателей поворота (боковые);
  • стоп-сигналы;
  • фонаризаднего хода;
  • звуковойсигнал.

Указатели и повторители поворота включаются рычажком, расположенным на рулевой колонке слева, и автоматически выключаются при возвращении руля в положение прямолинейного движения. Это происходит при повороте руля на значительные углы. При незначительных углах поворота руля
водитель должен выключить указатель поворота вручную.

Стоп-сигналы автоматически включаются при нажатииводителем педали тормоза и выключаются при ее отпускании. Подключение к штатным стоп-сигналам задних противотуманных фонарей запрещено.

Для включения аварийной сигнализации необходимо нажать кнопку с изображением треугольника. При этом на транспортном средстве начнут одновременно мигать все указатели и боковые повторители поворотов. Водителю необходимо четко знать расположение этой кнопки и уметь ее включать с закрытыми глазами, вслепую, так как при ослеплении в соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель обязан включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

Звуковой сигнал поможет водителю предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, с его помощью водитель вне населенных пунктов сможет при обгоне привлечь внимание коллег-водителей.
 

 

Контрольно-измерительные приборы


Контрольно-измерительные приборы расположены на приборном щитке.  Обычно сигнализаторы контрольно-измерительных приборов (световые и стрелочные индикаторы) объединяют в блок, расположенный в салоне автомобиля перед водителем на так называемом приборном щитке, или комбинации приборов  Сами же дат­чики и выключатели располагаются непосредственно в местах замера, контроля и включения. Комбинация приборов позволяет легко контролиро­вать работу
важнейших узлов и систем автомобиля.

С помощью контрольно-измерительных приборов води­тель оценивает готовность машины к поездке и ее состояние в процессе движения, получает информацию о за­пасе топлива в баке и других параметрах, необходимых для безопасного и экономичного вождения автомобиля.

После пуска двигателя в комбинации приборов должны погаснуть все индикаторы (лампочки) крас­ного цвета, за исключением индикатора, сигнализиру­ющего о включении стояночного тормоза. Если в про­цессе движения при работающем двигателе на щитке приборов загорелась красная лампочка или
указатель стрелочного индикатора «полез» в красную зону, то движение необходимо немедленно прекратить до выявления неисправности.

В связи с разнообразием расположения сигнализато­ров и указателей в комбинации приборов далее рас­смотрим комбинацию не какого-либо конкретного ав­томобиля, а ее составляющие, имеющиеся на панели большинства машин.


 

Спидометр и одометр


Спидометр позволяет водителю контролировать ско­рость движения. На отечественных автомобилях его шкала проградуирована в км/ч, на ряде иномарок - в милях/ч или сразу в двух упомянутых измерениях.

Одометр указывает общий пробег автомобиля.


 

Счетчик суточного пробега 


Этот прибор позволяет контролировать расстояние, пройденное автомобилем с момента последнего сбро­са показаний счетчика на ноль.

Сброс показаний предыдущего пробега обычно про­изводится нажатием на кнопку, расположенную ря­дом с табло. Спидометр, одометр и счетчик суточного пробега не являются потребителями электроэнергии, так как приводятся в действие механически от коробки пе­редач с помощью гибкого вала. Однако освещающие их лампы — это, конечно же, потребители электри­чества.


 

Тахометр


С помощью тахометра водитель может контролиро­вать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Шкала тахометра обычно градуируется в тысячах или сотнях оборотов в минуту. Шкала тахометра разделе­на на три части: первая — зона нормальной работы двигателя, вторая — зона повышенной частоты враще­ния коленчатого вала двигателя (чаще всего желтого цвета), третья — зона опасной частоты вращения ко­ленчатого вала двигателя (чаще всего выделена крас­ным цветом).
Если стрелка тахометра находится в зоне нормаль­ной работы двигателя, это означает, что частота вра­щения коленчатого вала двигателя не превышает до­пустимого значения. При движении автомобиля пока­зания тахометра постоянно изменяются.

Если стрелка тахометра находится в зоне повышен­ной частоты вращения коленчатого вала двигателя, это означает, что частота вращения коленчатого вала приближается к предельно допустимому значению. В таком режиме двигатель долго работать не может. При достижении стрелки тахометра этой зоны пере­ключитесь на высшую передачу, если автомобиль ос­нащен коробкой передач с ручным переключением, или отпустите педаль акселератора, если на автомо­биле установлена автоматическая коробка передач.

Продолжительная работа двигателя при показаниях тахометра, соответствующих красной зоне опасной ча­стоты вращения коленчатого вала двигателя, приве­дет к его поломке. Современные автомобили оборудуются электронны­ми системами, не позволяющими водителю, нажимаю­щему на педаль газа, превысить безопасные обороты.
 

 

Сигнализаторы, индикаторы и указатели


Ниже описаны сигнализаторы, индикаторы и стре­лочные указатели, которые имеются на приборном
щитке большинства автомобилей.
Сигнализаторы и стрелочные указатели своевремен­но дают информацию даже о сравнительно небольших отклонениях от нормальной работы агрегатов и сис­тем автомобиля, предотвращая тем самым  серьезные отказы, которые могут потребовать дорогостоящего ремонта и замены деталей. Внимательное наблюдение за сигнализаторами и стрелочными приборами спо­собствует безопасной эксплуатации автомобиля. Све­товые сигнализаторы включаются, когда какое-либо устройство или система автомобиля начинает функ­ционировать ненормально. В отличие от этого инди­каторы просто подтверждают, что какая-либо система или устройство автомобиля находится во включенном состоянии. Некоторые индикаторы и сигнализаторы загораются на короткое время при включении зажи­гания. Это специально предусмотрено для контроля исправности этих индикаторов и сигнализаторов. Стрелочные указатели позволяют контролировать ра­боту систем и агрегатов автомобиля и сразу же заме­тить отклонения от нормы. На некоторых автомоби­лях сигнализаторы и стрелочные приборы заменяют друг друга.


 

Сигнализатор неисправности тормозной системы


Тормозная гидравлическая система авто­мобиля имеет два независимых контура.

В случае отказа одного из контуров второй контур позволит водителю затормозить (но с меньшей эффективностью) и остановить автомобиль.

Включение при работающем двигателе рассматрива­емого сигнализатора информирует о какой-либо неисправности, возникшей в тормозной системе, в резуль­тате которой уровень тормозной жидкости
стал ниже допустимого значения.


 

Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи


Красный сигнализатор разряда аккумуля­торной батареи должен загораться на короткое время при
включении зажигания перед пуском двигателя.

Это предусмотрено для контроля исправности сиг­нализатора. После пуска  двигателя сигнализатор должен выключиться. Если он не выключился или загорелся по время движения автомобиля, то систе­ма заряда аккумуляторной батареи вышла из строя. Причинами отсутствия заряда батареи могут быть слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора, выход из строя реле напряжения либо самого гене­ратора. Эксплуатация автомобиля с горящим сигна­лизатором разряда аккумуляторной батареи приве­дет к выходу ее из строя.

Если же вы вынуждены продолжать движение с включенным сигнализатором, то для того, что­бы снизить нагрузку на аккумуляторную батарею, от­ключите все дополнительные потребители электро­энергии (магнитолу, кондиционер, вентилятор и т.п.). На некоторых автомобилях для контроля заряда аккумуляторной батареи установлен амперметр или вольтметр.


 

Индикатор включения стояночного тормоза


Загорается красным светом, если автомо­биль заторможен стояночным тормозом.
На ряде автомобилей такой индикатор отсутствует и при включении стояночного тормоза загорается индикатор неисправности тормозной системы (рассмот­рен выше), подсказывающий, что начинать движение на «ручнике» нельзя.


Сигнализатор недостаточного давления масла

Загорается красным светом при недостаточном дав­лении масла в системе смазки.
В противном случае двигатель может перегреться, заклинить или даже загореться. Выход из строя дви­гателя из-за невнимательного отношения к контролю уровня и давления масла может
потребовать дорого­стоящего ремонта.


 

Индикатор включения габаритного света


Загорается зеленым светом при включении наружного освещения. Индикатор включения дальнего света фар При включении дальнего света фар заго­рается синим светом. Индикатор указателей поворота Загорается зеленым мигающим светом при включении указателей и повторителей пово­рота.

 

Индикатор прикрытия воздушной заслонки карбюратора


Загорается оранжевым светом при включении зажига­ния и вытянутой рукоятке управления воздушной заслонкой на автомобилях с карбюраторным двигателем.

 

Индикатор «CHECK ENGINE» (Проверьте двигатель)


Устанавливается на панели приборов ав­томобилей с инжекторными двигателями. Индикатор может быть выполнен в виде пиктограммы с изображением двигателя.

Кратковременно загорается желтым светом при включении зажигания, а при обнаружении неисправ­ности горит постоянно или мигает.


 

Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя

 
Позволяет контролировать температуру охлаждающей жидкости двигателя.

Шкала указателя отечественных автомо­билей проградуирована в градусах Цельсия, а ряда иномарок — в градусах Фаренгейта.

Если стрелка прибора будет приближаться к крас­ной отметке шкалы, это укажет на перегрев двигате­ля. В такой ситуации следует немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. 

Проверьте герме­тичность системы охлаждения, работу вентилятора и термостата. Остерегайтесь ожогов горячей охлажда­ющей жидкостью!


 

Стрелочный указатель уровня топлива


Прибор показывает уровень топлива в баке.

Для получения более полной информа­ции об остатках топлива предусмотрен све­товой индикатор желтого цвета, указывающий на то, что в баке лишь небольшой запас топлива и срочно необходима заправка.

Владельцу автомобиля нужно иметь в виду следую­щие особенности работы указателя уровня топлива, с которыми он может встретиться на практике.

Указатель уровня топлива работает с определенной погрешностью. Это надо учитывать при заправке автомобиля. Например, если стрелка указателя находится в се­редине шкалы на отметке «1/2», на самом деле топлива в баке может быть несколько больше или меньше, чем половина его вместимости. Поэтому при дозаправке в бак может войти немного больше или меньше топли­ва, чем вы ожидаете.

Показания прибора могут немного изменяться при остановке на уклоне, во время прохождения поворо­тов, при разгонах и торможениях автомобиля.


 

Дополнительное оборудование


Дополнительное оборудование современного автомо­биля многофункционально и разнообразно.
Однако практически в каждом автомобиле установлено следу­ющее дополнительное оборудование:

  • отопитель салона;
  • омыватели стекол;
  • стеклоочистители;
  • устройство обогрева заднего стекла.

Кроме того, возможна установка кондиционеров, смывателей и очистителей фар, электростеклоподъем­ников, маршрутных (бортовых) компьютеров, электро­приводов регулировки зеркал, сидений и т.д.

В зависимости от марки и модели автомобиля на приборном щитке могут присутствовать и другие контрольно-измерительные приборы.

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте