Лекции о ПДД

Обгон, опережение и встречный разъезд

Раздел ПДД №11.


Цели:

  • Знать понятия «обгон», «опережение», «объезд», действия водителя до начала обгона, действия водителя, которого обгоняют, участки дорог, на которых обгон запрещен, встречный разъезд транспортных средств на узких участках дорог.
  • Уметь анализировать и правильно применять значение понятий и терминов при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за БД.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

То есть обгон – это всегда выезд на «встречку», а выезд на «встречку» разрешен Правилами только в следующих трех случаях:
 
Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки. (рис. 1)

Рис. 1


Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки. (рис. 2)

Рис. 2

 

Либо это трёхполосная дорога с двумя продольными прерывистыми линиями разметки. На таких дорогах средняя полоса может использоваться для обгона водителями обоих направлений.(рис. 3)

Рис. 3

 

Обгон - самый опасный из всех маневров. Поэтому Правила содержат ряд жёстких ограничений, которым должен следовать водитель, совершающий обгон.


 

Общие принципы безопасности при выполнении обгона.


11.1. Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения,на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. (рис. 4)
 

Рис. 4

 
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объездпрепятствия. (рис. 5)

Рис. 5


В целях безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только движущийся впереди включил левые указатели поворотов.

  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево. (рис. 6)

Рис. 6

  •  следующее за ним транспортное средство начало обгон. (рис. 7)

Рис. 7

  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Убедившись, что встречная полоса свободна, пронаблюдайте, как ведет себя водитель транспортного средства, которое Вы хотите обогнать.

Посмотрите, что происходит с боков и сзади вашего автомобиля: не обгоняют ли Вас и нет ли автомобилей в «слепых зонах» зеркал заднего вида.

Оценивая дорожную обстановку, обратите внимание на скорость обгоняемого автомобиля и его длину. При малой разнице в скоростях или обгоне длинномерного транспортного средства Вы рискуете совершить слишком растянутый обгон, который потребует значительного свободного пространства дороги.

Не следует:

  • Перед обгоном излишне приближаться к обгоняемому автомобилю, в особенности, если он крупногабаритный (иначе обгоняющий ограничит для себя обзор дороги);
  • Совершать обгон нескольких автомобилей, если дистанция между ними не позволит вернуться в свой ряд в случае опасного сближения с встречным автомобилем;
  • Обгонять автомобиль, намерения водителя которого до конца неясны.

Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого. Водитель, увидев, что его обгоняют, может «обидеться» (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмет на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон.

А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо.

Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону
посредством повышения скорости или иными действиями.
 

Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу). Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не «подрезать» обгоняемого. Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют. Тем не менее иногда можно увидеть, как водители длинномерных и большегрузных автомобилей нарушают это правило, не дают возможности водителю сзади идущей машины начать обгон.

Не торопитесь возмущаться. Наоборот, следует поблагодарить таких водителей, так как своими действиями они предотвращают дорожно-транспортное происшествие!

С места водителя грузового автомобиля или автобуса дорога просматривается на значительном расстоянии, и если впереди назревает аварийная ситуация, то здравомыслящий водитель не позволит своему коллеге совершить трагическую глупость.

11.4. Обгон запрещен: 

  • Прежде всего, обгон может быть запрещен соответствующим дорожным знаком, разметкой

В зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы без коляски, а также любые тихоходные транспортные средства.
А что такое тихоходное транспортное средство?

Тихоходное транспортное средство – это транспортное средство, обозначенное соответствующим
опознавательным знаком.

На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «ползло», обгон запрещен! (рис. 8)

Рис. 8


А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство». И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «летело», его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен». (рис. 9)

Рис. 9


По Правилам такой опознавательный знак должен быть установлен сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Знак 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен» не распространяет своё действие на транспортные средства категории «В».

Так что если вы управляете легковым автомобилем или грузовиком с максимальной разрешенной массой не более 3,5 тонн, можете выполнять обгон в зоне действия этого знака.(рис. 10)

 

Рис. 10

  • на пешеходных переходах. (рис. 11)

Рис. 11

  • на мостах,путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях запрещены разворот и движение задним ходом. Ну, и обгон, естественно, тоже запрещен.

  • в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью. 

Внимание! Обгон запрещен не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма! То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена.

По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью. При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет.

Рис. 12
 

На рис. 13 дорога делает поворот направо и, в принципе, видна хорошо на безопасном расстоянии. Это так, если двигаться по своей (правой) полосе. Но если на этом участке приступить к обгону, то
видимость сразу же станет ограниченной. А точнее, видимость станет никакой.

Рис. 13


Даже на открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! 

  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду. Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части.

И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден.

Рис. 14


К сожалению Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. В этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

Рис. 15


Но разметка – дело ненадёжное. Её попросту может не быть. И как тогда прикажете определять эти 100 метров? В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется «на глаз».

Рис. 16


Если стоят знаки «Приближение к железнодорожному переезду», тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

В населённых пунктах предупреждающие знаки устанавливаются на расстоянии 50-100 метров до начала опасного участка.

Вне населённого пункта водителей предупреждают о приближении к железнодорожному переезду, как правило, трижды. При этом первый по ходу знак (с тремя красными наклонными полосами) устанавливают на расстоянии 150–300 метров до переезда.(рис. 17)

Рис. 17


Нарушает ли водитель Правила, приступая к обгону в этом месте? Не нарушает, если обгон будет завершен за 100 метров до железнодорожного переезда.

  • на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной. 

Перекресток – место концентрации конфликтных ситуаций, и Правила вполне закономерно запретили совершать обгон на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

Перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог.

Рис. 18


На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на «встречку» с целью обгона запрещен вообще (п. 9.2 Правил)– и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка.
И в этом случае совершенно не важно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, не главная)  на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всем её протяжении!

Если дорога двухполосная, то обгон и до перекрестка, и после перекрёстка не запрещён. А как быть на самом перекрёстке? Вот тут вопрос.

Рис. 19


Правила ответили на это вопрос следующим образом. Если водитель двигается по дороге, не являющейся главной, то ему надо заботиться о том, чтобы не создать помех тем, кто на перекрёстке имеет преимущество в движении. И тут не до обгонов.

При движении по дороге, не являющейся главной, обгон на перекрёстке запрещён!

Перекрёсток равнозначных дорог. Обгон запрещен, т.к. водитель красного автомобиля должен уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся справа. (рис. 20)

Рис.20


Перекресток неравнозначных дорог. Обгон запрещен, т.к. водитель красного автомобиля движется по дороге, не являющейся главной и должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой. (рис. 21)

Рис. 21


Светофоры на перекрёстке в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение во всех направлениях. Вполне естественно, что Правила категорически запретили обгон на любом регулируемом перекрёстке.

Рис. 22


Опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Рис. 23


Получается, что опережение в чистом виде – это манёвр, выполненный в пределах своей половины проезжей части (без выезда на полосу встречного движения).

При этом опережение, в отличие от обгона, возможно, как слева

Рис. 24


…так и справа.

Более того, опережение, в отличие от обгона, вообще нигде и никогда не запрещено! 

Рис. 25


Хотя, Правила запрещают перестраиваться с целью опережения в условиях интенсивного движения, когда все полосы данного направления плотно забиты транспортными средствами.

Перестроение, как таковое, не запрещено. Но только с целью поворота или разворота, или если нужно припарковаться! А вот перестраиваться с целью опережения в данной ситуации Правила запрещают.

И это единственное ограничение, касающееся опережения.

При этом, конечно же, один ряд может двигаться быстрее другого.

И по Правилам это тоже опережение! Но вот такое опережение (без выезда из занимаемой полосы) точно нигде и никогда не запрещено! 

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требования пункта 14.2 Правил:

  • если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

Основная опасность рассматриваемой ситуаций – ограниченный обзор пешеходного перехода.

Будьте внимательны: не всегда водитель медленно движущегося транспортного средства значительно снижает скорость перед переходом, т.к. пешеход вполне успевает пересечь полосу, по которой движется указанный транспорт. Пешеход же стремится  как можно быстрее пересечь эту полосу и оказаться на «свободной» (по его мнению) от транспортных средств по полосе.

 

Рис. 26


Поэтому в таких случаях следует отказаться от опережения автомобилей, особенно крупногабаритных, даже если они не снизили скорость перед пешеходным переходом, и двигаться несколько позади такого транспорта, ожидая появления пешехода на вашей полосе. 

11.6. В случае, если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч , затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае, если встречных разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Рис. 27


Помните! Знаки 1.13 и 1.14 читаются слева на право. Если горка на знаке слева на право поднимается, значит, впереди крутой подъем. Если опускается - крутой спуск.

 

 

Обгон, советы автомобилистам

 

Обгон, т.е. опережение с выездом из занимаемой полосы, является одним из наиболее опасных действий на дороге. Он требует от водителя повышенного внимания, если совершается с выездом на встречную полосу. 

Помимо общих требований, перечисленных в правилах дорожного движения, при совершении обгона полезно знать ряд технических приемов, помогающих совершить обгон безопасно.

 

Рис. 28

 

Если вами принято решение обогнать впереди идущее транспортное средство, следует заранее несколько сместить свой автомобиль влево (примерно наполовину ширины автомобиля) с тем, чтобы зона встречной полосы хорошо просматривалась. При таком малом смещении вы не будете создавать помехи встречным транспортным средствам. (рис. 29)

 

 

Рис. 29



Кроме того, надо сохранить достаточную дистанцию до обгоняемого, не подъезжать к нему слишком близко. Когда встречный автомобиль поравняется с вашим попутчиком, которого вы собираетесь обогнать, эту дистанцию можно использовать для увеличения скорости. 

Чем больше разность скоростей между обгоняющим и обгоняемым, тем меньше времени необходимо для совершения обгона и тем безопаснее будет обгон с выездом на встречную полосу. 
На рисунке 30, 31, 32 графически показано грамотное совершение обгона.

 

Скорости обгоняемого и обгоняющего на рис. 30 равны, дистанция сохраняется,так как встречная полоса занята. При этом обгоняющий слегка смещен влево для лучшей обзорности встречной полосы.

 

 

 

 

 

Рис. 30

 

На рис. 31 встречный автомобиль поравнялся с обгоняемым. В этот момент обгоняющий увеличивает скорость, дистанция сокращается (если за встречным автомобилем полоса свободна). 

 

 

 

 

 

Рис. 31

 

На рис. 32 встречная полоса освободилась. Разность скоростей обгоняющего и обгоняемого достаточна. Происходит безопасный обгон.

 

 

 

 

 

 

Рис. 32


Перестраиваться в свой ряд после совершения обгона следует не раньше чем будет виден в зеркало
заднего вида тот, кого вы только что обогнали. 

Необходимо учитывать, что для быстрого увеличения скорости не всегда бывает полезна высшая передача. Например, вы движетесь со скоростью 50 км/час на IV передаче. Впереди движется автомобиль с чуть меньшей скоростью, предположим – 45 км/час. Для его обгона с разностью скоростей в 5 км/час потребуются очень много времени и большой участок пути. За это время обстановка на встречной полосе может измениться. Увеличить скорость до 60 км/час можно и на той же IV передаче, но увеличение будет медленным (передача слабая). Если же мы воспользуемся III передачей (она работает в диапазоне скоростей 30-90 км/час), то разгон будет интенсивнее, с затратой гораздо меньшего времени на увеличение скорости. 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте