Лекции о ПДД

Общие положения

Цели:

  • Знать общие обязанности водителя, пешехода и пассажира, порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; иметь представление о структуре ПДД,
  • Уметь анализировать и правильно применять значение понятий и терминов при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность дорожного движения.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

 

1.1 Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

 

На территории Российской федерации порядок дорожного движения регулируется ПДД (правилами дорожного движения). Это означает, что Правила действуют не только на улицах и дорогах, но также во всех местах, где возможно движение транспортных средств (например, во дворе, на автозаправочных станциях, внутри заводских территорий, сельских полях и т. д.)

 

Правила — документ, обязательный для выполнения всеми участниками движения и устанавливающий повсеместно единый порядок движения. Правила требуют, чтобы все участники движения понимали и выполняли требование Правил. С этой целью в Правилах разъясняется значение отдельных терминов, что исключает возможность их различного толкования.

 

Основную часть «Общих положений» составляют термины и понятия, необходимые для изучения предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения». В Правилах термины приведены в алфавитном порядке. На данном этапе мы ограничимся только теми терминами, которые требуют четкого понимания и комментария. Остальные вы разберёте самостоятельно, и мы к ним обязательно вернемся, когда будем рассматривать подробно ту или иную тему.

 

 

Что такое «транспортное средство», классификация транспортных средств по назначению и на какие категории они делятся.

 

1.2 Транспортное средство (ТС) – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем. Они движутся, как правило, по дорогам и приводятся в движение двигателем или мускульной силой (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, трамваи, тракторы, автокраны, велосипеды, гужевые повозки, прицепы и полуприцепы). Перед Вами единый термин, включивший в себя понятие как механических транспортных средств, так и немеханических.

 

Транспортные средства бывают рельсовые и безрельсовые. 

 

Рельсовые транспортные средства – это трамвай, метро, поезд. Все остальное – безрельсовые транспортные средства. Метро изолировано от прочего городского движения, и с ним мы не пересекаемся. А вот пересечения с трамвайными и железнодорожными путями нас ожидают. Рельсовые транспортные средства ограничены в маневрировании, обладают повышенной массой, большим тормозным путем. Резкое торможение им противопоказано: могут сойти с рельсов и пассажиры могут пострадать. Правила содержат ряд жестких ограничений для водителей на железнодорожных переездах и вблизи них. Трамваи тоже, в силу своей неповоротливости, имеют преимущества в движении.

 

Безрельсовые транспортные средства могут быть механическими и немеханическими.

 

Немеханическое транспортное средство приводится в движение с помощью мускульной силы (человека или животного). К немеханическим транспортным средствам Правила относят гужевую повозку и велосипед (если он не оснащен двигателем), а человека, управляющего таким транспортным средством, Правила считают водителем. А вот роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства не относятся к транспортным средствам и лица, использующие их для передвижения – это пешеходы.

 

Раздел 1 п.2 Правил. «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Водители немеханических транспортных средств являются полноправными участниками дорожного движения. Правила разрешают им использовать для движения дороги общего пользования.

 

Механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Главный признак механических транспортных средств – наличие двигателя. Правила причислили к механическим транспортным средствам троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мопеды, трициклы и квадрициклы, тракторы, самоходные машины, автокраны.

 

Все механические транспортные средства разбиты на отдельные категории. Чтобы получить допуск к управлению той или иной категорией транспортных средств, требуется пройти курс профессиональной подготовки, сдать экзамен и получить водительское удостоверение.

 

 

Информация взята с сайта www.garant.ru

 

 

Существует четкая грань между категориями транспортных средств.

 

Для управления велосипедом не требуется сдавать экзамен, но существуют возрастные ограничения для движения по дорогам: 14 лет (п. 24 Правил).

 

Раздел 1 п.2 Правил. «Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

 

Если двух- или трехколёсное транспортное средство оснащено электродвигателем более 0, 25 кВт , то это уже не велосипед. Но ещё не мотоцикл (если мощность не превышает 4 кВт, а максимальная скорость не более 50 км/ч). Управлять мопедом можно без регистрационных документов и номерных знаков, но нужны права категории «М».

 

Раздел 1 п.2 Правил. Мопед» - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.   

Управлять мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами разрешается лицам, достигшим 18-летнего возраста и имеющим водительское удостоверение категории «А».

 

Управлять легким мотоциклом с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт, можно при наличии водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «А» или подкатегории «А1».

 

Раздел 1 п.2 Правил. «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу (снаряженную), не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

 

В снаряженном состоянии (Мснар.) – это транспортное средство, полностью заправленное топливом, с максимальным уровнем масла и охлаждающей жидкости в агрегатах, с запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. Снаряженная масса дает различие между мотоциклами (до 400 кг – мотоциклы, более автомобили) и как составляющая разрешенной максимальной массы (РММ): РММ=Мснар. +Мп, где Мп– полезная нагрузка, т.е. Мп = Мводителя+ Мпассажиров макс. +Мгруза макс.             

 

Если механическое транспортное средство в снаряженном состоянии весит не более 400 килограмм – это мотоцикл, а если более, то это уже будут автомобили. Стало быть, с этого момента начинается категория «В». А где она заканчивается?...Правила дорожного движения провели эту границу не по снаряженному состоянию транспортного средства (Мснар.), а по разрешенной максимальной массе (РММ) механического транспортного средства и по количеству перевозимых пассажиров.

 

Раздел 1 п.2 Правил. Разрешенная максимальная масса (РММ) – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Величину разрешённой максимальной массы, указанную заводом-изготовителем, превышать запрещается. 

 

Существует понятие фактическая масса (Мфакт.) - масса ТС на данный момент. Фактическая масса, измеряемая на транспортных весах, определяется степенью конкретной загрузки транспортного средства, а так же прицепа (полуприцепа). Фактическая масса автомобиля в процессе эксплуатации может быть различной (есть пассажиры или нет их, есть груз или нет), но во всех случаях фактическая масса не должна превышать величину, установленную предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

 

 

Категория «В» разрешает управлять легковыми автомобилями, а также грузовыми автомобилями, разрешённая максимальная масса которых не более 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории «В», сцепленные с прицепом, разрешённая масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В» сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешённая максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3,5 тонн.

 

В одной категории с легковыми автомобилями оказались небольшие грузовики. Если легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров и багажа, то грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов. Поэтому все грузовые автомобили удобно разделить на две группы:

  • Легкие грузовики с разрешённой максимальной массой до 3.5 тонн и назовем условно «Газель» (категория «В»);
  • Тяжелые грузовики с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн назовем КамАЗ (категория «С»).

Раздел 1 п.2 Правил. Маршрутное транспортное средствотранспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей (пассажиров) и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

 

В случае перевозки людей (пассажиров) автотранспортными средствами (автобусы, маршрутное такси, в кузове грузового автомобиля) в количестве более 8, но не более 16 человек требуется разрешающей отметки в водительском удостоверении, подтверждающей наличие права управления транспортными средствами категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек – категория «D».

 

К пассажирским транспортным средствам, то есть предназначенным для перевозки людей, также относятся троллейбусы (категория Tb)и трамваи (категория Tm)

 

 

 

Дорога и ее элементы

 

Обратите внимание на понятие «дорога» и ее составные части:

 

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Главное назначение дороги – обеспечить движение транспортных средств и пешеходов. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

 Рис. 1

К дорогам причислены улицы, проспекты, магистрали, а также грунтовые, лесные, полевые пути. Обустроенные дороги могут быть только трех видов (иллюстрируем знак 6.1):

  • Автомагистраль (5.1);
  • вне населённого пункта;
  • в населённом пункте.

 

Дадим определение каждому элементу дороги:

 

Проезжая часть–элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. В бытовом разговоре мы часто говорим, что перешли дорогу, на самом деле мы перешли проезжую часть, оставаясь на той же самой дороге. Всегда, если нет ограничений в движении (знаки, разметка), проезжая часть (проезжие части) используются для движения в обоих направлениях, другими словами является двухсторонними.

    

Бывает необходимость выделить на дороге не одну, а несколько проезжих частей. При наличии нескольких проезжих частей они отделяются друг от друга разделительными полосами. Для того, чтобы определить количество проезжих частей на дороге, необходимо выяснить, есть ли на дороге разделительная полоса.

 

Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно или с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части, и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. Наличие разделительной полосы на дороге не влияет на организацию движения по каждой из проезжих частей.

 

На данном рисунке изображена дорога с двумя проезжими частями (Ιи ΙΙ), каждая из которых используется для движения в обоих направлениях, т.е. дорога с двумя двухсторонними проезжими частями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В отличие от предыдущего рисунка, на этой дороге каждая из проезжих частей (Ιи ΙΙ) используется для движения только в одном направлении. Связано это с наличием знака 4.2.1. «Объезд препятствия справа» в разрывах разделительной полосы.

 

Примером дороги с разделительной полосой у нас в городе может послужить проспект Автозаводцев. Здесь разделительная полоса выделена конструктивно и окаймлена бордюрным камнем.

 

 

Не следует путать разделительную полосу с линиями дорожной разметки (1.1, 1.3, 1.5 или 1.11), разделяющие транспортные потоки противоположных направлений.

 

На этом рисунке дорога имеет одну проезжую часть, т.к. двойная сплошная линия – дорожная разметка (1.3), разделяющая транспортные потоки противоположных направлений.

 

Для чего же делают разделительную полосу? На дорогах с высокой интенсивностью и на автомагистралях есть необходимость отделить друг от друга встречные потоки, чтобы исключить выезд автомобилей на встречную проезжую часть, появление встречных автомобилей на проезжей части нашего направления. Разделительная полоса уменьшает зону действия некоторых знаков.

 

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделён от неё газоном. Тротуар – «заповедник» для пешеходов. Там они должны быть в безопасности. Он чаще всего приподнят над проезжей частью и окаймлён бордюрным камнем.

 

Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 или 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. В определении есть одна неточность – обочина используется для движения только пешеходами, двигаться по обочине транспортным средствам нельзя.

 

В состав дороги входят также трамвайные пути. Трамвайные пути не являются полосой для движения, более того они не являются и проезжей частью (по определению, проезжая часть используется для движения безрельсовых транспортных средств). Несмотря на это, в некоторых случаях трамвайные пути могут использоваться водителями автомобилей. Если трамвайное полотно уложено на одном уровне с проезжей частью (не приподнято над ней) и не отделено от проезжей части сплошной линией разметки, то можно двигаться по нему, но при определённых условиях, которые описаны в 8-ом и 9-ом разделах ПДД. В случаях, когда трамвайные пути обособлены, движение по ним запрещается.

 

 

Полосы для движения

 

Движение в пределах проезжей части осуществляется упорядочено, не зависимо от ширины проезжей части, и порядок этот называется рядностью. Все транспортные средства двигаются рядами в соответствии с полосами движения.

 

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Обратите внимание – именно автомобилей. Мотоциклы без бокового прицепа – как двухколесные транспортные средства - могут двигаться по полосе движения в два ряда.

 

Полоса движения – основной элемент проезжей части любой дороги. Точная её ширина в правилах не оговаривается, но она должна быть достаточна для движения среднестатистического автомобиля (по всей видимости легкового). Если принять ширину автомобиля за два метра, то ширина полосы должна быть примерно три метра. Возникает вопрос, откуда появился лишний метр. Автомобили не могут двигаться вплотную, между ними должно оставаться расстояние, называемое интервалом. При этом интервал должен быть безопасным, безопасность интервала зависит от скорости движения.

 

Количество полос для движения на проезжей части определяется тремя способами:

  • по разметке. Достаточно пересчитать обозначенные полосы.
  • по знакам. Не всегда разметка может присутствовать, например, зимой она полностью стирается и это не должно поставить вас в тупик.

 

Дорожные знаки, по которым можно определить количество полос.

5.15.1 — «Направления движения по полосам»
5.15.2 — «Направления движения по полосе»
5.15.7 — «Направление движения по полосам»
5.15.8 — Число полос»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • визуально, в случае, если разметка и знаки отсутствуют. Водитель подсчитывает, сколько автомобилей поместится на проезжей части с учетом интервала между ними. Обратите внимание: именно автомобилей. Мотоциклы без коляски могут двигаться по полосе движения в два ряда.        

Количество полос для движения

 

На приведенном рисунке на обеих дорогах по четыре полосы для движения. В первом случае они обозначены разметкой (А), во втором не обозначены (Б). Однако, наличие или отсутствие разметки не сказывается на общем количестве полос – количество полос зависит только от ширины проезжей части, а наносят разметку и устанавливают знаки в соответствии с количеством полос, но не наоборот.

 

 

Перекрестки и пересечения проезжих частей

 

Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрёстками выезды с прилегающих территорий.

 

Рис. 3 Границы перекрестка и пересечения проезжих частей

 

А – границы перекрестка;
Б – границы пересечения проезжих частей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прилегающая территория – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначена для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.).

 

Перекрёсток всегда образуется в месте пересечения дорог, которые уходят куда-то вдаль. Прилегающая территория вдаль не уходит – она всегда ограничена реальной или вооброжаемой линией.

 

Очень важно обратить внимание на геометрию перекрестка: место расположения границ перекрёстка, границ пересечения проезжих частей, количество пересечений проезжих частей (рис 3). Чтобы определить границы перекрестка, необходимо соединить начала закруглений проезжих частей, находящихся напротив друг друга и образующих этот перекресток. Обратите внимание на то, что перекрёстки – это пересечение проезжих частей на одном уровне. Теперь мысленно продлим проезжие части дорог на перекрёсток и получим границы пересечения проезжих частей. На перекрестках могут пересекаться, сливаться или разветвляться дороги, имеющие как одну, так и несколько проезжих частей. Водителю необходимо уметь определять количество проезжих частей, образующих перекрёсток. Чтобы подсчитать количество пересечений, мысленно продлим проезжие части дорог на перекресток. На рис.(3) – одно пересечение, на рис (4) – по два.

 

Рис. 4 Перекресток имеет два пересечения проезжих частей, так как примыкающая справа дорога с разделительной полосой имеет две проезжие части

 

 

 

 

Еще раз отметим, что пересечения дорог на разных уровнях, выполненное в виде мостов, эстакад, тоннелей, а также выезды на дорогу с прилегающих территорий перекрестками не считаются. Поэтому правила проезда перекрестков в таких местах не действуют.

 

Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемы перекрестки в свою очередь можно поделить на равнозначные и неравнозначные. По конфигурации перекрёстки встречаются: крестообразные, Т-образные, перекрёстки с круговым движением, Y-образные и т.д. Не зависимо от формы перекрёстка, правила их проезда одинаковые.

 

                      Y-образные;                                            Т-образный;                          с круговым движением

 

Двигаясь по дороге, водитель приезжает на перекрёсток, где возникают условия для конфликта между водителями, приближающимися с разных направлений, и пешеходами, когда траектории движения пешеходов и транспортных средств пересекаются. Этот конфликт решается с помощью двух основных понятий:

  • уступить дорогу;
  • преимущество.

Уступить дорогу (не создавать помех)требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынуть других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

 

Преимущество(приоритет)– право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Отсюда, если мы движемся по дороге, на которой у нас преимущество, то мы на главной дороге. Далее приводим определение и три признака главной дороги:

 

Главная дорога – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой (без покрытия), любая дорога, проходящая мимо выезда с прилегающей территории. 

 

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрёстком участка с покрытием не делает её равной по значению с пересекаемой.

 

Наличие покрытия предусмотрено для того, чтобы автомобиль, выезжающий с дороги без покрытия , смог очистить колеса от грязи.

 

 

Автомагистраль – дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при её отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками (рис). Здесь речь идет о самых лучших дорогах. Если погодные и дорожные условия позволяют, то возможно совместить две не всегда совместимые вещи: максимум разрешенной скорости (110 км/ч) и максимум безопасности. На автомагистралях на Вашем пути не возникнет встречный автомобиль – на ней встречные потоки транспорта отделяются друг от друга либо разделительной полосой (обычно приподнятой над проезжей частью), либо дорожным ограждением, а все пересечения с другими дорогами выполняются в виде развязок на разных уровнях (эстакады, тоннели). Наивысший скоростной предел на автомагистралях установлен для легковых и грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой до 3,5т. Требования к движению по автомагистралям содержатся в 16-ом разделе Правил.

 

Дневные ходовые огни – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортоно средства спереди в светлое время суток. При движении по любым дорогам – населённого пункта или вне населённого пункта – водители обязаны использовать в светлое время суток фары ближнего света или дневные ходовые огни.

 

 

Виды прекращения движения.

 

На рисунке приведена схема, позволяющая классифицировать каждое конкретное прекращение движения.

 

 

Вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

 

Речь идет о непреднамеренном прекращении движения. Такое прекращение движения возможно даже в тех местах, где согласно Правилам остановка запрещена. При таком незапланированом прекращении движения в местах, где остановка запрещена, водитель обязан включить на транспортном средстве аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Правила требуют принять все меры для скорейшего отвода транспорта из мест, где остановка запрещена.

 

Прекращение движения транспортного средства по требованию регулировщика, из-за  запрещающего сигнала светофора или для того, чтобы уступить дорогу участникам движения, имеющим по отношению к Вам преимущество, не считается вынужденной остановкой. Такое прекращение можно квалифицировать как служебное или технологическое, но не вынужденное.

 

Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

 

Стоянка - прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. 

 

Стоянка и остановка – весьма близкие понятия, но отличаются друг от друга временем неподвижного состояния транспортного средства. Остановка и стоянка запрещаются в местах, где небезопасно для других участников движения и установлены знаки 3.27 «Остановка запрещена», 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца». В местах, где запрещена стоянка, остановка разрешается.

 

Населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1-5.26.

Знаки 5.23.1 и 5.23.2 выполнены в виде табличек с белым фоном и обозначают «Начало населенного пункта». Только с места установки этих дорожных знаков начинают действовать требования Правил, устанавливающие порядок движения в населённом пункте(в частности скоростной режим, не более 60 км/ч). Знак 5.23.2 устанавливают на участке дороги с застройкой, не входящей в какой-либо населённый пункт, например, дачные посёлки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и.т.п. Водители также должны выполнять требования Правил дорожного движения, регламентирующие порядок движения в населённый пунктах.

 

Знаки 5.25 и 5.26 выполнены в виде табличек с синим фоном, на которых белым цветом нанесены надписи с названием населённого пункта. Эти знаки информируют водителя о том, что данный населенный пункт находится в стороне от дороги, по которой он движется и требования Правил, устанавливающие порядок движения в населённом пункте, не действует. Разрешается движение с предельной скоростью, не превышающей максимальной скорости, установленной для движения вне населённого пункта. Предельные значения скоростей движения для любых видов транспортных средств на всех дорогах приведены в 10 разделе Правил.

 

Недостаточная видимость – видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

 

Правила требуют в указанных условиях включить на транспортном средстве внешние световые приборы. Движение в указанных условиях с неисправными (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями запрещено.

Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Обгон осуществляется только на двухполосных дорогах, где одна полоса для каждого направления движения.

 

На дорогах с двусторонним движением, имеющих две и более полос в попутном направлении выезжать для обгона на полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается. На таких дорогах водитель может выполнять опережение.

 

Опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

 

 

Ограниченная видимость – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

 

Организованная транспортная колонна – группа из трех и более механических транспорных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета.

 

Пешеходный переход – участок на проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2

 

           

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 – слева, на дальней. На дорогах с разделительной полосой знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе.

 

Знак 5.19.2 может быть размещён на оборотной стороне знака 5.19.1.

 

Учитывайте, что даже при отсутствии всех атрибутов пешеходного перехода пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин (п 4.3 Правил).

 

Препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденного транспортное средсвто, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

 

Еще раз напоминаем, что на данном этапе мы ограничились только теми терминами, которые требуют четкого понимания и комментария. Остальные вы прочитаете, начиная с понятия «Автомагистраль», и разберёте самостоятельно, и мы к ним обязательно вернемся, когда будем рассматривать подробно ту или иную тему. Дочитаем до конца первый раздел Правил.

 

1.3 Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

 

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. Это обязывает водителей придерживаться всегда правого тротуара. Термин «правостороннее движение» можно определить как способ организации движения, при котором транспортные средства должны двигаться по правой стороне проезжей части и при встречном разъезде должны быть обращены друг к другу левыми сторонами. С учетом правостороннего движения конструируются транспортные средства, создается система средств регулирования. Это требование является определяющим для решения вопросов очередности проезда перекрестков, начала движения и маневрирования, расположения транспортных средств, обгона, остановок, стоянок и т. д.

 

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

 

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

По мере прохождения теоретического курса имеет смысл обращать внимание в соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), выдержки из которого вы найдете на последних страницах книжки ПДД. В статье КоАП 12.33 прописано, что повреждение дорог, ж/д переездов, других дорожных сооружений, технических средств организации дорожного движения, умышленное создание помех в движении влечет штраф в размере от5000 рублей до 10000 рублей, а юридическим лицам – 200 тысяч рублей. Наказание серьезное, а значит, данное нарушение Правил расценивается как опасное.

 

 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте