Лекции о ПДД

Обязанности водителей и пассажиров.

Цели:

  • Знать общие обязанности водителя, порядок предоставления транспортных средств должностным лицам;
  • Уметь анализировать и правильно применять значение понятий и терминов при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность дорожного движения.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

2.1.Водитель механического транспортного средства обязан:

 

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Этого достаточно, если вы владеете транспортным средством на праве личной собственности, перемещаетесь по своим надобностям и перевозите людей и багаж бесплатно. Если же транспортное средство принадлежит организации (независимо от формы собственности), водитель обязан, кроме указанных документов, иметь ещё и путевой лист, установленной формы, и документы на перевозимый груз. А если деятельность осуществляется на основании лицензии, то в этом случае водитель обязан иметь при себе ещё и лицензионную карточку.

 

В Российской Федерации установлены следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (право на управление транспортными средствами) и выдается водительское удостоверение с соответствующими отметками:

 

Категория "М" - мопеды и легкие квадрИциклы;

 

Категория "А" - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

 

Подкатегория "А1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

 

Категория "В" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

 

Подгатегория "В1" - трициклы и квадрициклы;

 

Категория "ВЕ" - автомобили категории "В", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

 

Категория "С" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории "С", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

 

Подкатегория "С1" - Автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории "С1", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

 

Категория "С1Е" - Автомобили подкатегории "С1", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

 

Категория "СЕ" - Автомобили категории "С", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

 

Категория "D" - Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории "D", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

 

Категория "DЕ" - Автомобили категории "D", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусами;

 

Подкатегория "D1" - Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории "D1", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

 

Категория "D1Е - Автомобили подкатегории "D1", сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

 

Категория "Tm" – Трамваи;

 

Категория "Tb" - Троллейбусы.

 

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "А", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа;

категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа).

  • категории "С" - подкатегории "С1";
  • категории "D" - подкатегории "D1";
  • категории "СЕ" - подкатегории "С1E";
  • категории "DE" - подкатегории "D1E".

Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящем абзаце, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".

 

Водительское удостоверение выдается на срок 10 лет. По истечении указанного срока они подлежат обмену. Для обмена или по истечении срока действия водительского удостоверения сдавать экзамены не требуется.

 

Будучи владельцем автомобиля не запрещается передавать управление своим транспортным средством другому лицу, например, любому из ваших друзей. При этом необходимо, чтобы у вашего друга тоже были права категории «В», и он должен быть вписан в ваш полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), если страховой полис (ОСАГО) не предусматривает неограниченное количество допущенных к управлению водителей.

 

Риск – это ответственность. Самый большой риск, а значит и самая большая ваша ответственность, это повреждение чужого имущества или причинение вреда жизни и здоровью людей. Машины, дорожные ограждения, знаки, остановки, различные строения, все это может оказаться поврежденным в результате ДТП, не говоря уже о здоровье людей. Защитить вас от претензий со стороны владельцев поврежденного имущества или пострадавших в ДТП людей, поможет полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

 

Если произойдет ДТП с участием нескольких автомобилей или их повреждения будут значительными, или еще пострадает другое имущество, то выплаты по ОСАГО может не хватить. Чтобы не пришлось оплачивать оставшуюся часть ущерба за свой счет, рекомендуем вам увеличить максимальную сумму выплаты. Как это сделать?

 

При покупке полиса ОСАГО или к действующему полису ОСАГО (любой страховой компании) достаточно докупить полис добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО или ДАГО). А при покупке каско, просто добавить в полис опцию «Гражданская ответственность».

При себе Вы обязаны также иметь и предъявлять сотрудникам милиции для проверки страховой полис (его копию). В транспортном средстве должны находиться два бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

 

Свидетельство о регистрации еще называют техпаспортом, в нем указываются самые важные данные транспортного средства, по которым можно точно соотнести автомобиль и документ. Это марка автомобиля, тип и цвет кузова, номерные агрегаты (двигатель, кузов и т.п.), технические характеристики транспортного средства. В техпаспорт внесены данные настоящего владельца, т.е, если при проверке документов оказалось, что свидетельство о регистрации у вас отсутствует, инспектор вправе задержать транспортное средство до тех пор, пока не будут предоставлены соответствующие документы.

 

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

 

Пункт 2.2. о международном дорожном движении можно пропустить.

 

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

 

2.3.1. перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

Запрещается движение при неисправности (выучить наизусть): 

  • рабочей тормозной системы; 
  • рулевого управления; 
  • сцепного устройства (в составе автопоезда);
  • негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;  
  • не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми Приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

 

Правила подразделяют неисправности транспортных средств на две подгруппы. Первая – включает неисправности, при возникновении которых запрещается движение транспортных средств. Они перечислены в 2.3.1. ПДД. Их пять, и движение с ними опасно. Вторая подгруппа включает неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, но не запрещается их движение, приведен в приложении к Основным положениям. При обнаружении неисправностей второй подгруппы водитель должен устранить их на месте, а если это невозможно, то следовать к месту ремонта или стоянки, соблюдая меры предосторожности.

 

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

 

2.3.3. Предоставлять транспортное средство сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебное учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

 

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортно средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. 

 

Различают следующие виды ДТП: 

  • Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся поездом (ломомотивом, дрязиной). К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения движущегося поезда с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством. Столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми. 
  • Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
  • Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство или на прицеп. Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновениям. 
  • Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, ограждение и т.д.)
  • Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
  • Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. 
  • Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжное животное, а также на повозку, транспортируемую этим животным; либо упряжное животное или повозка, транспортируемая этим животным, ударилось о движущееся транспортное средство. 
  • Наезд на животное - происшествие, при котором транспортное средство наехало на дикое или домашнее животное либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
  • Прочие происшествия – ДТП, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезды на внезапно появившиеся препятствия; наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения; падение пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения и др.

​Таким образом, для правильного определения вида ДТП необходимо установить верную последовательность событий, приведших к нему, и круг его участников, получивших ущерб в результате происшествия.

 

Действия водителя при дорожно-транспортном происшествии.

 

2.5. При дорожно- транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: 

 

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на соответствующем расстоянии (в населённом пункте не мене 15 м, вне населённого пункта не менее 30 м.), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. 

 

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своём транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

 

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указания сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно- патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место ДТП, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

 

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участие уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в ДТП участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате ДТП не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии – если в ДТП повреждены транспортные средства или иное имущество только участников ДТП и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении этих документов.

Правилами предусмотрено четко дифференцировать алгоритм действий водителей в зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия.                                                                                                                                                                                                    

В частности, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеются пострадавшие, то оно может быть оформлено только сотрудниками полиции.                                                                                                                                               

Если же в ДТП пострадавших нет, то документы о нем в определенных случаях могут быть оформлены без участия сотрудников полиции – путем заполнения водителями соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В остальных случаях, если в ДТП нет пострадавших, предполагается, что порядок его оформления будет определяться полицией при поступлении информации о данном происшествии.                                                 

Кроме того, в определенных случаях предлагается четко закрепить за водителями право оставлять место дорожно-транспортного происшествия при отсутствии необходимости в оформлении документов о ДТП.

 

 

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять ТС в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • управлять ТС с нарушением режима труда и отдыха...
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
  • опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся:

​- в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения,

- перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия,

- несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства,

- несоблюдении бокового интервала,

- резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия,

- препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

 

Примеры опасного вождения от ГИБДД

 

 

Обязанности пешеходов

                                                                                      

Обязанности пешеходов изложены в 4 разделе Правил. Уделите особое внимание этому разделу, возможно, Вы найдете для себя что-то новое. Пешеходы, как и водители транспортных средств, являются участниками движения и, соответственно, обязаны подчиняться Правилам. Кстати, покидая автомобиль, водитель тоже становится пешеходом.

 

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

 

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

 

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

 

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

 

 

Выделим основные моменты, где пешеходы имеют право передвигаться в пределах дороги:

  • Тротуар — это понятно всем, является одним из элементов дороги.
  • Пешеходная дорожка — полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, чаще всего параллельная проезжей части и обозначенная знаком 4.5.1.
  • Обочина — это элемент дороги, чаще за городом, и может использоваться как пешеходами, так и водителями (только, для остановки и стоянки).
  • Велосипедная дорожка — предназначена для велосипедистов, но при отсутствии тротуара, обочины или пешеходной дорожки по ней можно передвигаться и пешком.
  • Проезжая часть — это вотчина автомобилей, но в случаях, описанных во втором абзаце п. 4.1, пешеход может выйти на проезжую часть. При этом за городом идти надо по левой стороне дороги, то есть навстречу машинам. Пешеходы, «ведущие» что-либо по проезжей части дороги, должны двигаться только в попутном направлении.
  • Велопешеходная дорожка – элемент дороги, предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7.

 

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

 

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

 

4.3. Пешеходы обязаны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а в случае их отсутствия – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка, разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части, но только на участках дорог, не имеющих разделительной полосы или ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

 

 

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

 

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

 

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

 

4.7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковы маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

 

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.

 

Трамвайная остановка с посадочной площадкой           Трамвайная остановка без посадочной площадки

 

На рисунке показаны два конкретных примера поведения пассажира-пешехода в зависимости от наличия посадочной площадки или отсутствия посадочной площадки на дороге:

  1. Посадочная площадка расположена на разделительной полосе, приподнятой над проезжей частью дороги, в этом случае ожидать трамвай надо именно на посадочной площадке. А попасть туда можно только с соблюдением требований пунктов 4.4—4.7 ПДД, то есть не мешая движущемуся по дороге транспорту.
  2. Посадочной площадки нет. Ожидать трамвай пешеходы должны на тротуаре.             Дождавшись, когда трамвай полностью остановится, пешеходы имеют право выйти на проезжую часть дороги и приступить к посадке.                                                                              Водители транспортных средств в этой ситуации обязаны уступить дорогу пассажирам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны открытых дверей).

Обязанности пассажиров

 

Обязанности пассажиров изложены в 5 разделе Правил.

 

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на ТС, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими…
  • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки ТС, а если это невозможно – со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

В случаях, когда пассажиру приходиться выходить из машины на проезжую часть, он должен соблюдать повышенную осторожность. В стесненных городских условиях далеко не каждому объезжающему вас ТС удается выдержать безопасный боковой интервал. В лучшем случае ваш пассажир ударит своей открывающейся дверью проезжий автомобиль, в худшем – сам окажется на его пути. Поэтому рекомендуется, чтобы пассажир не только посмотрел назад, перед тем, как открывать дверь ТС, но и получил соответствующее разрешение от водителя. Особенно это касается пассажиров на задних сиденьях автомобиля, которые при всем желании могут не заметить возможную опасность, скрывающуюся за стойками кузова.

 

 

5.2. Пассажирам запрещается:

  • отвлекать водителя от управления ТС во время его движения…
  • открывать двери ТС во время его движения;

В КоАП статьи 12.29 ч.1, 12.30 ч.1, 12.30 ч.2 предусматривают ответственность пешеходов и пассажиров за нарушение Правил (предупреждение или штраф от 200 до 1500 рублей.)

 

 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте