Лекции о ПДД

Основы безопасности дорожного движения. Часть 1

Раздел ПДД №26.


Тема урока:

  • Действия водителя при управлении транспортным средством в различных условиях движения
  • Силы, действующие на автомобиль
  • Управление транспортным средством в ограниченном пространстве
  • Обгон и встречный разъезд. Преодоление опасных участков автомобильных дорог
  • Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам

Необходима литература:

  • Ю. И. Шухман. Основы управления автомобилем и безопасность движения
  • А. А. Пинт. Самоучитель безопасной езды

 

Действия водителя при управлении транспортным средством в различных условиях движения

 

Силы, действующие на автомобиль


Различные силы, воздействующие на автомобиль, заставляют его двигаться и останавливаться. Каждому водителю необходимо знать законы движения автомобиля, понимать их природу, учитывать и использовать их при управлении своим транспортным средством.

Силы, действующие на автомобиль, делятся на две группы. Первая группа оказывает сопротивление движению, вторая - заставляет его двигаться.

Рис.1

     

1. Сила тяжести - возникает под воздействием силы притяжения Земли и направлена вертикально вниз. Фактический вес транспортного средства оказывает давление на дорожное покрытие. 

2. Силы реакции дорожного полотна – их сумма равна и противодействует силе тяжести транспортного средства в местах соприкосновения колес с дорогой. При ускорении автомобиля реакции передних колес уменьшаются, задних – увеличиваются, при замедлении – наоборот. 

3. Сила тяги всегда направлена в сторону движения автомобиля. Она возникает при передаче крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, где они в свою очередь стараются переместить слои дорожного полотна назад. Чем больше крутящий момент двигателя и выше передаточное число коробки передач и главной передачи, чем меньше радиус колеса с учетом деформации шины, тем больше тяговая сила. Если величина тяговой силы ведущего колеса превышает силу сцепления его с дорогой, возникает пробуксовка этого колеса. 

4. Центробежная сила возникает при движении транспортного средства по кривой траектории, то есть при поворотах, маневрах. Величина этой силы, приложенной в центре масс транспортного средства, равна 
                                             Fц = М*V2/R ,


то есть прямо пропорциональна его массе, квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота. Направление ее действия - в сторону, противоположную повороту. Так, в процессе  правого поворота центробежная сила старается отклонить автомобиль влево на встречную полосу, а при прохождении левого поворота - вправо в сторону обочины. Уменьшить ее значение можно снижением скорости движения или увеличением радиуса поворота.

При неправильно выбранных скорости и радиусе поворота центробежная сила может развернуть автомобиль вокруг его оси, что приведет к заносу, отбросить в сторону, или даже опрокинуть. 

5. Сила сопротивления качению возникает в процессе движения при трении и деформации шин автомобиля о поверхность дороги, трении в трансмиссии, в подшипниках колес. Эта сила прямо пропорциональна массе транспортного средства и коэффициенту сопротивления качению. 
Коэффициент сопротивления качению зависит от состояния дороги и определяется опытным путем.
Сила сопротивления качению направлена в сторону, противоположную движению.

6. Сила сопротивления воздуха направлена в сторону, противоположную движению транспортного средства. Она возникает в процессе движения за счет давления воздуха на поверхности автомобиля. Она зависит от коэффициента аэродинамического совершенства формы кузова автомобиля, пропорциональна квадрату скорости движения, обратно пропорциональна площади поперечного сечения автомобиля.
 

 

Сцепление колес с дорогой


Сцепление колесных шин с дорожным полотном зависит от многих факторов:

  • От качества покрытия дорожного полотна.
  • От состояния дорожного полотна (сухое, влажное,заснеженное, обледенелое) Так, при сухом покрытии сила сцепления больше, чем при влажном, и намного больше, чем при обледенелом.
  • От технического состояния колес (давления, конструкции шины, рисунка протектора и его износа). При изношенном рисунке протектора и увеличенном давлении в колесе сила сцепления с дорогой уменьшается.
  • От массы автомобиля - с увеличением массы транспортного средства сила сцепления с дорогой увеличивается.
  • От скорости движения - с ее увеличением уменьшается сила сцепления с дорожным полотном.

Водителю необходимо учитывать все эти факторы, так как когда сила тяги на колеса автомобиля превышает силу сцепления с дорожным полотном, может произойти пробуксовка колес, а на скользкой дороге возможны заносы и выход из-под контроля управления автомобиля.
  

 

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве


При движении во дворах, на стоянках транспортных средств, водителю необходимо быть предельно внимательным и осторожным. Большое количество стоящего автотранспорта, движущиеся пешеходы затрудняют движение. Водитель должен хорошо чувствовать габаритные размеры своего автомобиля, правильно представлять, как перемещаются крайние точки его габаритов, траекторию движения передних и задних колес. Скорость движения на таких участках должна быть минимальной. Выбрать правильную траекторию (в том числе и при парковке) помогут заранее выбранные ориентиры на транспортном средстве - изгибы капота или крыла и т.п. При проезде ворот, дворовых арок, тоннелей автомобиль заранее устанавливают перпендикулярно проезду, ориентируясь по левой стороне транспортного средства, лучшей видимой для водителя. В случаях отклонения автомобиля от заданной траектории необходимо плавно подкорректировать ее рулевым колесом. При движении задним ходом не надо забывать следить за передней частью автомобиля, так как она отклоняется в сторону, противоположную повороту руля.

Развороты транспортного средства на 180 градусов выполняются на минимальной скорости. В начале выполнения таких маневров рулевое колесо быстро поворачивают до упора, а перед завершением возвращают в исходное положение. При ширине проезжей части, недостаточной для разворота, нужно использовать заднюю передачу (разворот в три приема). При выезде из гаража, при поворотах направо на перекрестках, необходимо учитывать, что траектории движения передних и задних колес автомобиля отличаются разными радиусами. Так, радиус входа в поворот у передних колес меньше, чем у задних. Задние колеса "не успевают" войти в поворот по следу передних. Поэтому при выезде из гаража поворачивать рулевое колесо рекомендуется не сразу, а только после выезда более половины длины автомобиля. При поворотах направо не стоит близко прижиматься к бордюрному камню.
 

 

Управление автомобилем в транспортном потоке


Для водителя движение в плотных транспортных потоках связано с повышенным вниманием и большой напряженностью. Интенсивность движения с минимальными дистанциями делает все более обязательным правило соблюдение рядности. Это правило является основным условием максимально быстрого движения в потоке. Частое, неразумное перестроение с одной полосы движения на другую мешает движению всего потока и может привести к созданию аварийных ситуаций и дорожно-транспортным происшествиям. 

В плотном потоке скорость движения транспортного средства устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока. Двигаясь в стесненных условиях, водители быстро устают, теряют выдержку, пытаясь обогнать впереди идущий поток транспортных средств. Большинство аварий происходят при перестроении на соседние полосы, с участием автомобилей, движущихся в попутном направлении. Поэтому перестраиваться необходимо медленно и плавно, заранее включив указатель поворота, предварительно рассчитав безопасную траекторию движения. При движении в этих условиях очень важно правильно выбрать безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Она будет зависеть от состояния дорожного покрытия, скорости движения, условий видимости, технического состояния и массы автомобиля и средней скорости потока.

Двигаться за лидером в основном потоке немного сложнее. Необходимо постоянно наблюдать за его действиями, и за действиями водителей, находящихся сзади и сбоку. Причины возможного торможения впереди идущих автомобилей определить трудно, так как обзор дороги ограничен. Поэтому нежелательно двигаться за грузовыми, крупногабаритными автомобилями и автобусами. 

Не стоит забывать и о безопасном боковом интервале, который зависит от тех же условий, что и дистанция. Если дистанция, выбранная водителем, необоснованно увеличена, этим могут воспользоваться водители других транспортных средств, встраиваясь впереди него. Реагировать на действия таких водителей необходимо без лишних эмоций, спокойно и холоднокровно. 

При движении в городских условиях желательно заранее ознакомиться с маршрутом следования, внимательно следя за ограничениями, вводимыми на данной дороге дорожными знаками и разметкой.

В населенных пунктах в часы "пик" на остановках городского маршрутного транспорта часто останавливаются автобусы и троллейбусы. Видимость дорожной ситуации перед ними ограничена. Правила обязывают водителей уступать им дорогу, в случаях, когда они отъезжают от своей обозначенной остановки. В этих же условиях очень опасно двигаться за крупногабаритным транспортным средством на небольшой дистанции, так как водитель не имеет возможности правильно оценить обстановку впереди и своевременно принять меры для остановки. Поэтому, увидев перестраивающиеся или поворачивающие крупногабаритные автомобили или автобусы, постарайтесь создать им благоприятную обстановку для выполнения маневра.
  

 

Предотвращение наезда на пешеходов


Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов составляют 30 % от их общего числа. Большинство аварийных ситуаций характерно для населенных пунктов. Они возникают в местах частого появления пешеходов: на пешеходных переходах, остановках маршрутных транспортных средств общего пользования, перекрестках и т.п. Водитель должен быть готовым к любым неожиданным действиям со стороны пешеходов. Особое внимание необходимо уделять детям, людям преклонного возраста, лицам, находящимся в состоянии опьянения. Отдельные недисциплинированные пешеходы, нарушающие правила, пересекают проезжую часть в неустановленных местах близко от идущего транспорта. В этих случаях водителю следует быть предельно внимательным, выдержанным и доброжелательным по отношению к ним. 

При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу следует снизить скорость и быть готовым к остановке, пропуская пешеходов, переходящих проезжую часть. Дальнейшее движение по таким участкам разрешается при отсутствии пешеходов. Границу перехода можно определить по соответствующей разметке или дорожным знакам. При проезде регулируемых пешеходных переходов, двигаясь на зеленый разрешающий сигнал светофора, водителю нужно помнить, что на этих участках возможен выход пешеходов, нарушающих правила, на проезжую часть, и быть готовым в любой момент предотвратить наезд. 

В местах расположения остановок маршрутных транспортных средств общего пользования возможен частый выход пешеходов на проезжую часть, особенно при остановке автобуса, троллейбуса или трамвая. В этих случаях водителю следует снизить скорость, увеличив боковой интервал между стоящим маршрутным транспортным средством и быть готовому к неожиданному выходу пешеходов на проезжую часть.

Подъезжая к перекрестку, нужно помнить, что на этих участках возможно частое появление пешеходов. При поворотах на перекрестке необходимо уступить дорогу пешеходу, не забывая о том, что пешеход своевременно может не заметить приближающийся автомобиль. 

Опасными участками для наезда на пешеходов являются места, находящиеся около дороги, где расположены магазины, спортивные площадки, кинотеатры и т. п. Здесь возможны частые выходы пешеходов на проезжую часть. Ситуация осложняется и тем, что на таких участках ограничена видимость из-за стоящих здесь автомобилей, зеленых насаждений, находящихся непосредственно около дороги. 

При движении вдоль тротуара водителю необходимо следить за действиями пешеходов, особенно если он узкий, так как на этих участках возможен неожиданный выход пешехода на проезжую часть. При появлении слепого пешехода необходимо во всех случаях уступить ему дорогу. Водители должны быть предельно внимательными к инвалидам, переходящим проезжую часть. В этих случаях необходимо остановиться и дать ему возможность спокойно перейти дорогу. 

При движении в жилых зонах или во дворах необходимо помнить, что в таких местах находятся много пешеходов, которые имеют преимущество перед транспортными средствами. Очень опасно при движении на автомобиле появление детей на проезжей части. Действия их не предсказуемы. Они в полной мере не осознают опасность, представляемую автомобилем, беззаботно выбегая на дорогу перед близко идущим транспортом, порой умышленно. Повышенную бдительность следует проявить при движении с рядом стоящими у дороги школами, детскими садами, спортивными и детскими площадками. Здесь возможно появление детей, катающихся на велосипедах и самокатах. В этих случаях водителю необходимо снизить скорость, быть предельно внимательным и готовым в любой момент остановить свое транспортное средство. Подавать звуковой сигнал необходимо только в экстренных случаях, так как он может неожиданно испугать пешеходов.
 
 

Управление транспортным средством на перекрестках


Перекресток представляет собой место повышенной опасности, так как на нем пересекаются транспортные потоки, движущиеся в разных направлениях. Движение на перекрестке требует особой внимательности и осторожности. Приближаясь к перекрестку, снижайте скорость постепенно, но не преждевременно. Слишком раннее снижение скорости приводит к задержке движения транспортных средств, следующих за вами, и может стать причиной попутного столкновения. Раннее снижение скорости может быть неожиданным для других водителей. В то же время снижение скорости перед перекрестком не должно быть поздним (не менее чем за 30 м), иначе в случае необходимости вы не сможете остановиться перед перекрестком. Подъезжая к перекрестку, следите за знаками, указывающими направление движения по полосам. Поздний выезд на нужную полосу движения является распространенной причиной касательных столкновений при подъезде к перекресткам.


Если вы проезжаете перекресток в прямом направлении, старайтесь двигаться по средней полосе (если нет других указаний дорожных знаков) или по левой при движении по дороге, имеющей две полосы движения в одном направлении. Двигаясь по средней полосе, вы избежите конфликтов с транспортом, поворачивающим налево и направо. Если вы намереваетесь повернуть на перекрестке, включите предупреждающий сигнал (Рис.2). 

Рис. 2 Поздняя подача сигнала поворота может
привести к попутному столкновению


Приближаясь к регулируемому перекрестку, следите за сигналами светофора или указаниями регулировщика. Если перед нерегулируемым перекрестком стоит знак «Стоп»  2.5, остановитесь перед ним, осмотрите обстановку на перекрестке и начинайте движение только при отсутствии помех. Подъезжая к перекрестку со светофорным регулированием, постарайтесь прогнозировать продолжительность цикла его работы.

Помните, что включенная совместно с красным сигналом светофора зеленая стрелка обязывает вас двигаться в указанном ею направлении, только пропустив транспорт, движущийся на разрешающий сигнал светофора.

 

Приближаясь к перекрестку, наблюдайте в первую очередь за транспортом, движущимся в пересекающем направлении слева от вас, в особенности обратите внимание на автомобили, совершающие обгон или опережение. Помните, что они могут быть не видны из-за других транспортных средств, движущихся по правым полосам дороги (Рис.3а).

Рис. 3а

 

Рис. 3б                                                                                                   Рис. 3в


Если другой водитель игнорирует ваше преимущественное право проезда, не настаивайте на нем, а уступите ему дорогу. Следите за автомобилями, поворачивающими на перекрестке налево. Если вы видите, что водитель поворачивающего автомобиля не успевает завершить поворот, уменьшите скорость движения и предоставьте ему возможность закончить маневр. Не выезжайте на перекресток, если движущийся впереди автомобиль будет мешать вашему проезду (Рис.3б, 3в).


 Рис. 4. Скрытые опасности при повороте на перекрестках, где стоящие автомобили закрывают обзор.

Стрелками показано направление взгляда водителя

 

 

Опасности при поворотах на перекрестке:
1 - опасность столкновения;
2 - опасность наезда;
3 - опасность заноса и опрокидывания;
4 - опасность наезда на тротуар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5

 

При движении по перекрестку избегайте перестроения. Если вы забыли подать сигнал поворота, продолжайте движение в прямом направлении, так как ваш маневр будет неожиданностью для других водителей и может стать причиной ДТП. Избегайте остановок на перекрестке. Если возникла угроза столкновения с транспортом, приближающимся слева, быстро увеличьте скорость движения, чтобы скорее уйти с пути его движения, или резко поверните направо, это позволит уменьшить тяжесть последствий удара. Торможение в сочетании с движением в прямом направлении в такой ситуации обычно приводит к ДТП. При повороте направо старайтесь занять крайнее правое положение, чтобы исключить возможность опережения вас справа (Рис.5). Поворачивая направо, выезжайте на ближайшую к краю тротуара полосу. Не переключайте скорость при совершении поворота. Поворачивайте достаточно круто, чтобы не выехать на левую полосу, но при этом и не заехать правым задним колесом на тротуар. 


Различные исходные положения для левого поворота: 
а. с улицы с односторонним движением на улицу с односторонним  движением;
б - с улицы с двухсторонним движением на улицу с односторонним движением;
в - с улицы с односторонним движением на улицу с двухсторонним движением;
г - с улицы с двухсторонним движением на улицу с двухсторонним движением 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6


При совершении поворота не снижайте скорость очень сильно, это может помешать движению потока транспорта, задерживая его и тем самым увеличивая вероятность попутного столкновения. 
 

 

Управление транспортным средством на подъемах и спусках, на крутых поворотах, в условиях ограниченной видимости

На подъеме и спуске (по горным дорогам)


Основные опасности при движении на подъеме дороги связаны с ограниченной видимостью обстановки впереди, возможной потерей скорости при движении за медленно движущимся транспортом, неисправностью системы торможения.

 

При приближении к подъему наблюдайте за всеми транспортными средствами, разгоняющимися до

большой скорости для того, чтобы преодолеть подъем сходу. Особую опасность среди таких автомобилей представляют большегрузные транспортные средства (Рис.7). Если ваш автомобиль не обладает большой мощностью, двигайтесь на подъеме по правой крайней полосе движения, чтобы не мешать другому транспорту, движущемуся с большой скоростью.  

 

 

 

Рис.7 Перед выездом на подъем включите пониженную передачу (3 или 2). Увеличьте дистанцию до движущегося транспортного средства, если его скорость начинает снижаться


Старайтесь двигаться на подъеме с равномерной скоростью. Если впереди вас по длинному подъему медленно движутся транспортные средства, обогнать которые вы не можете, переключитесь на пониженную передачу, что увеличит силу тяги двигателя, уменьшит вероятность остановки двигателя, снизит вибрацию автомобиля.

Следите за признаками, свидетельствующими о перегреве двигателя, особенно на длинных крутых подъемах при движении в жаркую погоду. Помните, что переключение на пониженную передачу заставляет вращаться вентилятор с большей скоростью, что улучшает охлаждение двигателя.
Приближаясь к вершине подъема, немного уменьшите скорость движения, так как вы не можете видеть обстановку за подъемом. Выезжая на подъем при движении по узкой дороге, старайтесь держаться как можно правее.
 
Подъезжая к спуску, следите за знаками, показывающими его крутизну. Несколько раз слегка притормозите для того, чтобы проверить надежность ваших тормозов, если спуск длинный и крутой.
Перед началом длинного спуска включите пониженную передачу. Дополнительная сила торможения,
создаваемая двигателем, уменьшит износ тормозов. Двигаясь на спуске дороги, постоянно смотрите в зеркало заднего вида, чтобы вовремя заметить транспорт, движущийся с большой скоростью. Старайтесь поддерживать скорость на одном уровне, отпуская педаль газа, а при необходимости нажимая педаль тормоза или включив пониженную передачу.

Не двигайтесь по спуску на нейтральной передаче: это может привести к потере управляемости автомобилем.

Приближаясь к концу спуска, включите повышенную передачу, соответствующую нормальной скорости движения на данном участке.
 

 

На поворотах


Большое число ДТП на поворотах дорог происходит из-за недооценки их опасности и  выбора слишком большой скорости движения.

Нередко причиной большой скорости на повороте является позднее обнаружение водителями поворота. Поэтому старайтесь смотреть дальше вперед, чтобы заранее обнаружить приближение поворота и подготовиться к нему.

Приближаясь к повороту дороги, не забывайте снизить скорость движения, исходя из крутизны поворота, состояния проезжей части и условий видимости. Если имеется знак,  ограничивающий скорость на повороте, следуйте его указаниям. При оценке скорости своего движения лучше не полагаться на свои способности (у большинства водителей они недостаточно хорошо развиты), а почаще смотреть на спидометр; снижать скорость движения необходимо до въезда на поворот. Торможение на повороте может привести к заносу автомобиля. При прохождении поворота старайтесь двигаться по центру выбранной полосы движения, не выезжая за ее пределы. Двигаясь на повороте, выдерживайте постоянную скорость, это уменьшает  вероятность заноса. Основное внимание уделяйте контролю за траекторией движения своего автомобиля так, чтобы колеса автомобиля не выезжали за пределы проезжей части и на встречную полосу движения. Если видимость на повороте ограничена растениями или другими объектами, выбирайте такую скорость движения, которая позволит остановить  автомобиль в пределах расстояния видимости.
 

 

В условиях ограниченной видимости


Ограниченная видимость — это когда невозможно видеть дорогу, другие транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и другие объекты, которые вам необходимо видеть, чтобы безопасно управлять автомобилем.

Ограниченная видимость может быть связана со следующими факторами:

  • дорожно-транспортные условия (грузовые автомобили, автобусы и другие крупногабаритные транспортные средства;
  • неудачная организация дорожного движения; "слепые" перекрестки, "слепые" придорожные участки; 
  • повороты, подъемы;
  • объекты вблизи дороги: кусты, деревья, здания, стоящие транспортные средства и т.д.); 
  • ваш автомобиль (наклейки на лобовом стекле или заднем стекле, грязь на лобовом или заднем стекле, безделушки, болтающиеся на зеркале заднего вида, трещины на стекле, занавески на окнах, боковая стойка между задней и передней дверьми, образующая т.н. "слепую зону", пассажиры на заднем и переднем сиденье).

Ограниченная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Вам трудно разобраться в том, что происходит вокруг. Чтобы получить столь необходимую в условиях ограниченной видимости информацию об обстановке на дороге, приходится значительно повысить внимание, что требует большого напряжения.

В таком же положении находятся в это время и другие участники дорожного движения. И каждый из них (так же, как и вы сами) в любой момент может совершить ошибку. К этому надо быть готовым. Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, впереди вас крупногабаритный грузовой автомобиль. Сменить полосу движения вы не можете: слева от вас полоса занята движущимся транспортом. Справа — обочина. Грузовик закрывает вам обзор, и из-за этого вы не можете заранее увидеть дорожные знаки. В итоге пропускаете нужный вам знак, пропускаете нужный поворот и вынуждены двигаться до следующего перекрестка. 

Еще пример. Вы целый день движетесь по загородной дороге. Насекомые, пыль, грязь — все это на лобовом стекле вашего автомобиля. Неожиданно на дорогу выбегает собака, вы замечаете ее в последний момент. Чтобы спасти собаку, вы резко поворачиваете на полосу встречного  движения. Хорошо, если на встречной полосе никого нет. А если там встречный автомобиль? 
  

 

Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях

Движение по скользкой дороге


Двигайтесь с пониженной скоростью, увеличив запас безопасности* со всех сторон вашего автомобиля. Больший запас безопасности необходим в связи с тем, что на такой дороге вам нужно значительно больше места, чтобы успеть остановиться. Ранее мы говорили о необходимости соблюдения двухсекундной дистанции по отношению к лидеру. Но это относится к нормальным дорожным условиям, сухому покрытию. А если идет дождь? Чтобы быть в безопасности, удвойте дистанцию. В снег — еще раз удвойте, так что теперь получится 8 с. На обледенелой дороге, где самый длинный тормозной путь, удвойте дистанцию еще раз — получится 16 с.

Старайтесь сохранять скорость постоянной, пользуйтесь педалью газа очень осторожно, плавно, мягко. Никаких лишних движений. Снижайте скорость перед поворотами и перекрестками заблаговременно. Перекрестки, когда дорога скользкая, особенно опасны по двум причинам:

  1. существует угроза столкновения с другими транспортными средствами, водители которых, двигаясь по пересекаемому направлению, не рассчитали скорость и не справились с управлением;
  2. покрытие вблизи перекрестка может быть особенно скользким из-за постоянного торможения автомобилей.

На подъеме поддерживайте скорость постоянной. Нужно заблаговременно выбрать соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их на самом подъеме. Расчет должен быть очень точным, чтобы не прибавлять газ во время подъема.

Проезжайте опасный участок (лед, мокрые листья, масло и т.п.), поддерживая скорость постоянной.

Снижение скорости на скользком покрытии необходимо, даже если проезжая часть посыпана песком. Дороги могут быть посыпаны неравномерно.
 
Общие правила движения по скользкой дороге:

  • Снижайте скорость.
  • Увеличивайте дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам.
  • Выполняйте все действия плавно, не делайте никаких резких движений.

 Поясним эти правила:

  • замедляйте движение как можно более плавно, особенно при приближении к перекресткам и поворотам;
  • по возможности старайтесь заранее выявлять на дороге опасные участки (масло, лед и т.п.) с тем, чтобы успеть заблаговременно снизить скорость;
  • для остановок ищите менее скользкие участки;
  • для торможения пользуйтесь прерывистым способом;
  • чтобы иметь возможность плавно замедлять движение, поддерживайте безопасную дистанцию по отношению к движущемуся  переди автомобилю;
  • если заблаговременно заметите масляное или грязное пятно на дороге и будет возможность его объехать, сделайте это. Если такой возможности нет, заранее уменьшите скорость с тем, чтобы затем на опасном участке сохранять его постоянной;
  • особая опасность — вода на поверхности льда: большая вероятность заноса автомобиля. Поэтому двигаться надо чрезвычайно плавно и осторожно  никаких резких движений; если вы движетесь по скользкой дороге и вам необходимо остановиться, отнеситесь к выбору места остановки ответственно и серьезно. Выбирайте это место заблаговременно, старайтесь найти наименее скользкий участок; 
  • если возникла критическая ситуация, не применяйте резкого торможения  это приведет к  обратному эффекту, т.е. заносу и полной потере контроля над автомобилем. Тормозите  прерывистым способом и старайтесь съехать с проезжей части, если есть такая возможность (например, в сугроб у дороги, он поможет вам остановиться и удалиться в то же время от опасности). Лучше въехать в мягкий сугроб, чем столкнуться на проезжей части с встречным автомобилем.

На скользкой дороге нужно применять особые приемы торможения. Самый эффективный способ торможения, позволяющий сохранить контроль над автомобилем, маневренность, избежать блокировки колес, — прерывистый, т.е. "нажал — отпустил". При этом необходимые действия рулевым колесом нужно производить на этапе "отпустил", когда колеса свободно вращаются.

Таким образом водитель полностью контролирует автомобиль, производит необходимые маневры и в то же время осуществляет торможение. Если же вы тормозите резко, с полной блокировкой колес, то сразу же теряется контроль над автомобилем: ведь колеса не вращаются, автомобиль не слушается руля и мчится вперед по инерции, скользя, как сани, по скользкой поверхности дороги.

Итак, тормозите, не доводя колеса до полной блокировки, пользуйтесь прерывистым способом торможения, и в тот момент, когда вы отпускаете педаль тормоза, осуществляете необходимые действия рулевым колесом. Запомните: тормоз — руль — тормоз — руль — самое эффективное средство остановки на скользкой поверхности в сочетании с одновременным уклонением от опасности в критической ситуации. При этом остановочный путь на скользком покрытии, как вы помните, значительно увеличивается.

Поэтому при торможении всегда надо выбирать такой участок дороги, на котором впереди много свободного места.

Обобщая наши рекомендации, напоминаем, что любое движение, которое вы делаете на скользкой дороге, должно быть более плавным, выверенным, контролируемым, чем на сухой
дороге. Избегайте резких поворотов руля, резкого торможения, резкого переключения передач. Плавное, мягкое, равномерное управление автомобилем придаст ему большую устойчивость,
снизит вероятность заноса, которая всегда существует на скользком покрытии. 

Как улучшить сцепление шин с дорогой:

  • Использовать специальные шины ("липучки", с шипами или цепи противоскольжения).
  • Дополнительно нагружать ведущие колеса. Шины с шипами облегчают трогание с места и остановку на льду или укатанному снегу. Однако им тоже не следует слишком-то доверять, особенно на поворотах, тем более если они используются только на задних колесах. Наилучшее сцепление обеспечивают цепи противоскольжения. При наличии цепей остановочный путь автомобиля на льду значительно уменьшается. Однако цепи требуют особой заботы:
  • Всегда нужно удостовериться в том, что цепи надеты и подогнаны правильно. Периодически их надо проверять "на торможение".
  • При наличии цепей двигаться надо медленно.
  • При движении по дороге без льда или снега цепи нужно снимать. На таком покрытии они не только бесполезны, но и вредны — могут повредить шины и дорожное покрытие. Чтобы улучшить тяговые свойства автомобиля на скользкой дороге, можно увеличить нагрузку на ведущие колеса. Делается это так: дополнительный груз, например песок и лопата (которые у вас должны иметься на случай устранения буксования колес, скажем, в песке, глине), располагаются в багажнике над задними колесами (для автомобиля с задними ведущими колесами). Вообще перегружать  автомобиль при езде по скользкой дороге не следует — это только ухудшит сцепление. Да и первый наш совет относится не столько к увеличению нагрузки, сколько к правильному  расположению груза в автомобиле. А вот это действительно очень важно. Важно на любой дороге, а на скользкой в особенности. Особенно опасен незакрепленный груз. 

Итак, чего нельзя делать на скользкой дороге:

  • Не перегружайте автомобиль. Это не будет способствовать лучшему сцеплению шин с дорогой.
  • Не снижайте давление в шинах с целью улучшения сцепления на скользкой дороге. Некоторые водители думают, что снижение давления якобы способствует улучшению сцепления. Это неверно. У вас просто быстро износятся шины. 
  • Шины с шипами, шины — "липучки", цепи противоскольжения помогают улучшить сцепление, но они не обеспечивают условий движения, равных таким, которые существуют на сухом покрытии. Поэтому не теряйте полученных за счет таких шин преимуществ, развивая большую скорость.

Движение по глубокому снегу, песку, грязи


Прежде чем трогаться с места в глубоком снегу, песке, грязи, выполните наши советы, тогда вам будет легче начать движение: 

  • Если выхлопная труба вашего автомобиля находится в снегу, расчистите ее.
  • Откопайте снег или песок от всех четырех колес. Если нет лопаты, воспользуйтесь чем угодно, даже домкратом.
  • Доска или обрывок коврика могут помочь вам "выкарабкаться". Только помните, что с помощью таких подручных средств двигаться надо назад. 

Выезд из снега, песка, грязи:

  • Включите 1-ю или 2-ю передачу.
  • Медленно плавно нажмите на педаль акселератора — не вращайте, не двигайте рулевое колесо.
  • Удерживайте передние колеса в прямом направлении.

Движение по воде


Если вода, заливающая дорогу (сильный дождь), глубже, чем глубина рисунка протектора шин автомобиля, при большой скорости шины могут начать скользить по поверхности воды, не соприкасаясь при этом с дорожным покрытием. Это "плавание" автомобиля по воде получило название аквапланирование.

Когда возникает это явление, автомобиль становится неуправляемым.

Тормозить или действовать рулевым колесом бесполезно. 

Аквапланирование — явление  неприятное, нежелательное и очень опасное. Оно может возникнуть, когда поверх дорожного покрытия находится слой воды толщиной всего в 1 см. Если в лужах, в мокром покрытии дороги четко видно отражение окружающих объектов, значит, существует опасность аквапланирования, т.е. толщина слоя воды достаточна для того, чтобы автомобиль "поплыл". Еще один признак опасности этого явления: автомобиль, движущийся впереди, не оставляет за собой следов. Эти признаки должны подсказать вам необходимые действия, а именно: незамедлительное   снижение скорости. Вообще говоря, возникновение явления аквапланирования зависит от целого ряда условия:

  • От скорости движения вашего автомобиля. При скоростях ниже 80 км/ч чаще всего  вероятность возникновения этого явления невелика. Во всяком случае, маловероятно полное аквапланирование, а частичное при определенных условиях может возникнуть и при скоростях ниже 40 км/ч.
  • От толщины слоя воды на дороге. Чем глубже вода, тем больше вероятность отрыва колес от поверхности дороги.
  • От типа протектора шин, его глубины, от давления в шинах, регулировки колес. Лучший способ избежать аквапланирования — своевременное снижение скорости, медленное движение. Когда вы видите воду на дороге, попытайтесь по возможности вообще в нее не попадать, если возможно — объехать этот участок. Если невозможно — незамедлительно снижайте скорость и проезжайте участок с водой медленно. Ну и последнее — следите за шинами. Не допускайте  чрезмерного износа, постоянно проверяйте давление: не отступайте от установленной нормы.

Вождение в условиях  недостаточной видимости (в темное время суток, при снегопаде, дожде, в тумане).

 

Вождение в темное время суток


Статистика аварийности показывает, что движение ночью гораздо опаснее, чем днем. Количество погибших в ночных происшествиях в два раза больше, чем в светлое время суток. Изучив этот раздел, вы получите представление о том, как решать проблемы, возникающие при ночном  вождении. Имейте в виду следующее: ночью человек видит хуже, чем днем. С возрастом качество ночного зрения ухудшается. Поэтому в преклонном возрасте лучше не злоупотреблять ночными поездками за рулем. 

Предварительная подготовка автомобиля к ночному вождению:

  • Проверьте все световые приборы. Перед ночной поездкой, а также и несколько раз во время  поездки, если она длительная, обязательно проверьте, исправны ли фары, стоп-сигнал, указатели поворотов, проверьте также, достаточно ли чисты стекла этих приборов. Во время движения на них собирается огромное количество всяческой пыли, грязи, песка. Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой. Обычно вся эта грязь еще смешивается с продуктами  нефтехимии, маслами. находящимися на дороге, поэтому, если не очистить своевременно стекла, видимость ухудшится очень существенно, иногда наполовину. Для удаления грязи со стекол пользуйтесь сухими тряпками. Если на каком- то из стекол вы обнаружите трещину — замените стекло.
  • Проверьте стеклоочиститель. Удостоверьтесь в том, что щетки стеклоочистителя чистые. Если на них грязь — протрите сухой тряпкой. Иначе вместо очистки стекла, щетки его "разрисуют" (а может, и поцарапают), так что видимость ухудшится еще больше.
  • Проверьте зеркало бокового вида. Очистите зеркало от грязи, оно вам пригодится в пути, а поэтому должно быть чистым.

Предварительные действия перед ночной поездкой:

  • Включите дальний свет фар. Очень важно хорошо знать расположение всех кнопок  включения освещения, чтобы не разыскивать их лихорадочно каждый раз в темноте. Внимательно изучите свой автомобиль и хорошенько запомните, что где включается!
  • Переключите свет фар с дальнего на ближний. Ближним светом фар пользуются в городе, когда едут следом за другими водителями (чтобы не ослепить их через зеркало заднего вида), в также при встречном разъезде.
  • Нажмите на педаль тормоза, чтобы проверить работу стоп-сигналов. Нажмите на педаль  тормоза и посмотрите в зеркало заднего вида. Если увидите отблеск красного света, значит, все в порядке: красный свет стоп-сигналов вашего автомобиля предупредит следующих за вами  водителей о том, что вы снижаете скорость. В ночное время такое предупреждение особенно важно, потому, что горящие стоп-сигналы — это единственный признак, по которому другой водитель может определить, что вы тормозите.
  • Проверьте исправность указателей поворота. Проверьте и левый и правый сигналы. Левый  сигнал проверять удобнее. Можно просто повернуть голову влево, и вы увидите отблеск.

Меры, способствующие улучшению качества ночного зрения водителя.


90% принимаемых водителем решений и выполняемых им действий основываются на том, что он видит. Если вы не видите, где едете, хороших решений вы уже не примете. Надежность вождения при движении в темноте значительно снижается, так как водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Поэтому ночью совершается больше ошибок. Самые частые — это ошибки оценки расстояний и скоростей, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше места для маневра, а также меньше времени и места для исправления ошибок. При этом время реакции больше.

Еще раз о том, как улучшить видимость обстановки в темное время:

Снижайте скорость! Главное условие надежности водителя ночью — движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости, т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещаемого светом фар. Не двигайтесь быстрее, чем это позволяет вам видимость. Ночью с вашим зрением происходят всякие "чудеса". Объекты, неожиданно появляющиеся из темноты, вы распознаете в два раза медленнее, чем те же объекты, замеченные вами издали днем.

Если врач прописал вам очки, не забывайте их носить. Имея незначительный дефект зрения, вы можете не пользоваться очками регулярно, надевая их только во время чтения. При управлении автомобилем ношение очков обязательно и в особенности ночью, так как даже при незначительном дефекте в ночное время зрение ухудшается многократно.

Учитывайте, что на дороге и вблизи могут находиться неосвещенные объекты. Помните об этом, и тогда вам легче будет распознать стоящий на дороге неосвещенный автомобиль. При движении ночью всегда обеспечивайте себе запас безопасности. Обнаружив что-то впереди, немедленно снижайте скорость; что это за предмет, узнаете потом, когда остановитесь перед ним. Кто бы это ни был, его действия непредсказуемы. Он может испугаться приближающейся машины и броситься бежать в самом неожиданном направлении. Снижая заблаговременно скорость, вы не только облегчаете задачу себе, вы создаете преимущество и ему, увеличивая его запас безопасности. Наибольшая опасность при движении в темное время суток связана с пешеходами. Будьте предельно внимательны к ним, особенно к детям. Поведение детей непредсказуемо, их оценки неточны, движения быстры. Очень опасны на дороге престарелые люди. У них, напротив, реакция замедлена, движения неуверенны, оценки ошибочны. Хуже всего пьяный пешеход. Вблизи этих опасных групп пешеходов следует быть предельно осторожным: снижать скорость, переключать свет фар на ближний, "мигать" светом, искать заранее путь уклонения от опасности, объезд, быть готовым к экстренному торможению.

Будьте бдительны и работоспособны. Следите за транспортом, движущимся впереди. Не пропустите момента начала его торможения. При первых признаках усталости прекратите движение, сделайте перерыв. Съезжайте с дороги, остановитесь, выйдите из автомобиля, пройдитесь, сделайте несколько физических упражнений. Лучше всего ехать с напарником и меняться с ним местами через какие-то промежутки времени. Если вы управляете автомобилем один, то остановки для отдыха ночью надо делать чаще, чем днем. 

 


Как компенсировать плохую видимость ночью:

  • Двигайтесь ночью медленнее, чем днем. Двигаясь медленнее, вы не просто лучше видите. У вас к тому же становится больше времени для наблюдения за дорогой, распознавания на ней объектов, а в критической ситуации, если таковая возникает, больше шансов на спасение.
  • Перед каждым маневром заранее включайте указатель поворота. Ночью особенно важно сообщать другим о своих намерениях, чтобы они заранее знали, что от вас ожидать. Сигнализируйте о каждом, даже незначительном, изменении режима движения. И позаботьтесь о том, чтобы у других участников ситуации было достаточно времени среагировать на ваши действия.
  • Обеспечьте себе дистанцию и боковые интервалы, т.е. дополнительное свободное пространство и время. Для любого маневра в темное время суток вам потребуется больше времени, чем днем. Поэтому: увеличьте дистанцию между своим и движущимся впереди автомобилем; на перекрестках, в транспортном потоке, при выезде на автомагистраль и т.д. действуйте с повышенным вниманием; предельно внимательны и осторожны будьте при обгоне. Учитывайте все дополнительные факторы, осложняющие обгон ночью;
  • Знайте точно свой маршрут. Неожиданный поворот дороги, изменение типа покрытия, другие сложности, подстерегают водителя в незнакомой местности, — все это опасно и днем, ночью же опасно вдвойне. А поэтому перед ночной поездкой необходимо самым тщательным образом изучить маршрут, подготовиться к возможным неожиданностям. Имейте в виду и то, что, если вы будете метаться по дороге в поисках нужного вам поворота, вы станете угрозой и для других. Так что уточните, куда вы едете и как туда проехать.
  • Постоянно контролируйте скорость и дистанцию. Человек вообще неточно оценивает скорость встречных транспортных средств. Ночью же эти оценки еще более приблизительны. Так что не полагайтесь на свою интуицию, почаще поглядывайте на спидометр. Что же касается дистанции, то значение ее точного соблюдения при движении ночью трудно переоценить. А поэтому постоянно контролируйте дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю.

Ночное движение за городом.


Самое главное при движении по загородным дорогам — правильный выбор скорости. Если предельная допустимая скорость для движения за городом  90 км/ч, то это не означает, что надо всегда и везде двигаться именно с этой скоростью. Нужно принять в расчет целый ряд факторов: техническое состояние автомобиля, состояние и тип дорожного покрытия, метеорологические условия, видимость и, конечно, насколько знакома вам дорога, по которой вы движетесь. Если отсутствует встречный транспорт, при движении ночью по загородной дороге пользуйтесь дальним светом фар. Когда появляется встречный транспорт, необходимо переключить дальний свет фар на ближний. При встречном разъезде ночью переключите дальний свет фар на ближний, снизьте скорость. При включении ближнего света фар у вас значительно уменьшается расстояние видимости. Компенсировать это можно лишь  снижением скорости. Подайте сигнал водителю встречного автомобиля, если он забыл переключить свет фар. Если водитель встречного транспортного средства продолжает приближаться к вам с дальним светом фар после того, как вы переключили свет на ближний, посигнальте ему "миганием" света. Но не следуйте его дурному примеру, не включайте дальний свет! Это не может привести ни к чему, кроме больших неприятностей.

Если встречный все же не переключил свет фар на ближний:

  • Замедлите движение. Возможно, вам даже придется остановиться.
  • Продолжайте движение с ближним светом фар. Дальний свет встречного автомобиля может вас ослепить. И если вам сгоряча захочется ответит  ему тем же, подумайте вот о чем: если вы его ослепите, на дороге вместо одного на дороге будет уже двое "слепых", а это очень осложнит ситуацию.
  • Не смотрите прямо в фары встречного автомобиля. Смотрите правее. Если вы смотрите прямо в фары встречного автомобиля, видимость значительно ухудшается.
  • Ориентируйтесь по правому краю дороги.
  • Продолжайте движение с уменьшенной скоростью до тех пор, пока окончательно не восстановится видимость.

Следование за лидером ночью


Когда вы движетесь за лидером, переключите дальний свет фар на ближний. Внимательно следите за безопасной дистанцией.

 

Движение в роли лидера ночью


Когда лидер вы сами, а за вами с дальним светом фар движется другое транспортное средство, избегайте смотреть в зеркало заднего вида. Дайте ему возможность обогнать вас.

 

Обгон ночью


Ко всему,что вы уже знаете о выполнении обгона, прибавляется еще и ночная специфика.
Обгонять ночью, конечно, значительно сложнее, чем днем. Порядок следующий:

  1. Переключите дальний свет на ближний.
  2. Взгляните на середину дороги и удостоверьтесь в том, что разметка не запрещает обгон.
  3. Оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота. Как уже неоднократно повторялось, предупредительные сигналы ночью особенно важны.
  4. Выезжайте на полосу встречного движения. Быстро увеличивайте скорость. Двигайтесь по встречной полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркало заднего вида.
  5. Поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний, теперь это никак не помешает обгоняемому, а вам очень поможет, так как расстояние видимости увеличится значительно.
  6. Будучи предельно внимательным, возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота.
  7. Вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и движущегося впереди вас нового лидера. Когда отказывают световые приборы. Это, конечно, плохо, но не надо терять самообладания. Определите, что у вас еще исправно, и постарайтесь хотя бы обозначить свой автомобиль на проезжей части. Снижайте скорость и отъезжайте с проезжей части. Сделать это надо по возможности как можно оперативнее.

Особенности управления в холодную погоду.


Вот несколько советов: 

  • Удалите влагу со всех стекол внутри автомобиля. Включите отопитель или приоткройте окна, чтобы высушить стекла, запотевшие изнутри. Не следует протирать стекла рукой. Рукой вы не очистите и, главное, не высушите стекла, а лишь "развезете" влагу и ухудшите видимость. Не начинайте движение до тех пор, пока конденсат не будет полностью удален со стекол.
  • Избегайте пользоваться стояночным тормозом. Поставив автомобиль на стоянку, лучше не пользуйтесь стояночным тормозом, а включите первую передачу. Дело в том, что когда машина поставлена на стояночный тормоз, то при большом морозе тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам.
  • Проверяйте тормоза. Если погода холодная, а поверхность дороги влажная, проверяйте периодически, как работают тормоза, слегка нажав на педаль тормоза. Для чего? Чтобы определить, не намокли ли тормозные колодки. Если да, то вы это почувствуете —автомобиль "поведет". Просушить колодки можно быстрыми и легкими нажатиями на педаль тормоза. Это необходимо сделать, например, после преодоления водной преграды.

Сильный снегопад, туман, дождь


Что вы можете видеть вокруг? Тени, контуры, огни. То же самое в тумане.Если туман очень плотный, то, как и в снег или сильный дождь, единственное, что вы в состоянии видеть, — это край дороги (правый) или белую осевую линию, а также стоп-сигналы движущегося впереди транспортного средства. В таких условиях водители, конечно же, должны снижать скорость. Но, увы, это делают далеко не все. Специальные исследования показывают, что на загородных дорогах водители не очень-то снижают скорость в тумане. В результате аварийность возрастает вдвое. Во время туманаснегопада, в других условиях недостаточной видимости впереди, снижение скорости просто необходимо для всех участников движения.

Иначе начнется "цепная реакция" столкновений с большим количеством участников и жертв. Такой же эффект могут вызвать сильный снег, дождь, песчаная пыльная буря.

В автомобиле есть специальное оборудование, предназначенное для улучшения условий управления автомобилем при недостаточной видимости. Все автомобили оборудованы щетками.
Они могут работать быстро или медленно. Наиболее эффективно щетки работают, когда лобовое стекло влажное. Если же стекло недостаточно влажно, щетки размажут грязь и насекомых по стеклу, отчего видимость, конечно, не улучшится. 

"Помогают" щеткам стеклоомыватели. Омывающая жидкость смывает грязь со стекла, а щетки протирают его насухо.  Фары, стоп-сигналы и другие внешние приборы помогают вам видеть других, а другим видеть вас. 

Зеркало заднего обзора — предмет особой важности: оно дает возможность видеть обстановку сзади. Зеркало должно быть всегда чистым и правильно отрегулированным. Если внутренняя сторона лобового и других стекол автомобиля запотела (и видимость, соответственно, ухудшена), вам помогут открывающиеся боковые стекла. Отопитель позволит вам разморозить замерзшие стекла. Опустив противосолнечные козырьки, вы сможете уменьшить ослепление от солнца. Вы можете улучшить условия вождения автомобиля, оценив факторы, ограничивающие видимость, и соответственно изменив свое поведение. 

Если погода явно не благоприятствует езде на автомобиле, снизьте скорость, выбирайте оптимальное положение на проезжей части, в крайнем случае съезжайте с дороги, остановитесь и переждите, пока видимость улучшится. 

Когда погода не благоприятствует, что можно сделать для улучшения видимости, используя оборудование автомобиля: если на лобовом стекле вода, включите стеклоочиститель. Скорость движения щеток отрегулируйте в зависимости от количества воды (или снега), попадающей на стекла; если вода замерзает на лобовом стекле, образуя на нем корку льда, или снег, и полностью не удаляется щетками, ухудшая вам видимость, включите отопитель, и теплый воздух растопит лед. А затем снова включите стеклоочиститель, который удалит растопленный лед, снег со стекла; если на лобовом стекле грязь, песок, брызги, насекомые, вымойте стекло с помощью стеклоомывателя,
а затем пусть поработают щетки стеклоочистителя.

Полезные советы:

  • Не пользуйтесь стеклоомывателем, когда очень холодно, при очень низкой температуре воздуха вода будет мгновенно замерзать и образовывать новую корку льда на лобовом стекле.
  • Прежде чем включать стеклоочиститель, убедитесь в том, что на лобовом стекле набралось достаточное количество воды или снега. Иначе щетки будут "скрести" по сухому стеклу и могут его повредить, оставив царапины. Стекла влажные, запотели. Когда на лобовом стекле влага, включите отопитель. Причем в холодную погоду включите подачу теплого воздуха, а в сырую, прохладную, туманную погоду включите подачу прохладного воздуха. Можно открыть окна, это тоже поможет высушить стекла. Если стекла сильно запотели, протрите их насухо тряпкой, только не рукой! Когда ярко светит солнце, видимость ухудшается. Чтобы защитить свои глаза и улучшить условия видимости, пользуйтесь солнцезащитными (противосолнечными) козырьками. Что можно сделать для улучшения видимости выбором тактики движения? Снижайте скорость. Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости. Увеличивайте дистанцию. Помните о том, что в условиях уменьшившейся видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки. Если видимость настолько ухудшилась, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не подвергать опасности себя и других, покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там улучшения условий видимости. Когда остановитесь, не забудьте обозначить себя, включив аварийную сигнализацию. С повышенным вниманием наблюдайте за другими участниками движения, их сигналами и перемещением. Держите постоянно в поле зрения правый край дороги, тротуар, бордюр, линию разметки (край проезжей части), обочину. Выбирайте на проезжей части такое положение, чтобы быть на возможно большем расстоянии от других участников движения, движущихся навстречу, т.е. обеспечьте наибольший боковой интервал.

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте