Лекции о ПДД

Основы безопасности дорожного движения. Часть 2

Раздел ПДД №26.


Тема урока:

  • Действия водителя в сложных и экстремальных условиях 
  • Условия потери устойчивости транспортного средства. Резервы устойчивости. 
  • Пользование дорогами в осенний и весенний периоды.
  • Пользование зимними дорогами.
  • Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

Необходимая литература:

  • Э. С. Цыганков - Золотые правила безопасного вождения
  • Ю. И. Шухман - Основы управления автомобилем и безопасность движения
  • А. А. Пинт - Самоучитель безопасной езды

Действия водителя в сложных и экстремальных условиях


Чрезвычайно важным для безопасности является “чувство автомобиля”, которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается “мышечным чувством” водителя.

Особенно актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании). “Мышечное чувство” дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные
действия по ходу развития критической ситуации.

Почувствовать начало дестабилизации (занос, снос, скольжение) можно только “мышечным чувством”.  При экстренном торможении многие водители наклоняют корпус вперед. Это грубая ошибка! Нужно заставить себя отвести корпус назад к сиденью. Не забывайте, что дополнительные подстилки, подкладки и мягкие чехлы ухудшают необходимый контакт. Тот же эффект дает утепленная зимняя одежда. 

Дополнительную информацию может дать плотно пристегнутый ремень безопасности, особенно при высоком коэффициенте сцепления шин с дорогой (на асфальтовом или бетонном покрытии). При экстренном торможении ремень может “сигнализировать” о блокировании колес, заносе и вращении
автомобиля.
 

 

Действия водителя при возникновении заноса или сноса

 
При заносе колеса автомобиля теряют необходимое сцепление с дорогой и начинают скользить, пробуксовывать, при этом действует поперечная сила, сдвигающая автомобиль в сторону. Заднюю часть автомобиля начинает заносить влево или вправо. Причиной заноса может быть резкая подача "газа" резкое торможение, резкий поворот руля, скользкая дорога, сильный боковой ветер, неровности дороги, неравномерный износ шин и т.д. 

 

Как устранить начавшийся занос на заднеприводном автомобиле.


Рассмотрите таблицу снизу вверх.
  



6. Занос прекращается. Авто-
мобиль начинает прямолиней-
ное движение.





5. Автомобиль, пройдя ис-
ходное положение, начинает
наклоняться вправо, но уже
на меньший.




4. Вращение автомобиля
вправо.









3. Отклонение задней части
автомобиля приближается к
максимальному.




2. Вращение автомобиля
вот-вот прекратиться.
Занос продолжается.





1. Начало заноса.
Задняя часть уходит влево.

Рис. 1  Действие водителя
на конечной стадии заноса

Рис. 2  Действие водителя
на начальной стадии заноса



Колеса направлены прямо.
Плавно добавляем газ.




Готовьтесь к вращению колеса
в обратную сторону, как и
раньше с некоторым опереже-
нием.




Вращение руля вправо со
скоростью, соответствующей
скорости вращения автомо-
биля. Усилие на педали газа
не изменять.






 

 


Начать вращение руля в об-
ратную сторону. Усилие на
педаль газа постоянное.




Вращение руля в сторону
заноса со скоростью, соот-
ветствующей скорости.


Усилие на педаль газа не
увеличивать.
Не пугаться. Не тормозить.
Не выжимать сцепление.
Немного увеличить подачу газа.

 


На что обратить особое внимание!!!

  • Передние колеса должны быть все время повернуты строго в направлении движения.
  • Темп руления должен соответствовать темпу поворота задней части автомобиля.
  • Начинать перекладывать руль в другую сторону надо несколько раньше, чем занос задней части автомобиля на какое-то время прекращается и она "замирает".
  • Не тормозить, не выжимать сцепление.
  • Обороты двигателя должны быть такими, чтобы ведущие колеса катились без проскальзывания.

Особенности ликвидации заноса на переднеприводном автомобиле

 

Тяговое усилие на переднеприводном автомобиле приходится на передние колеса, этим обуславливается специфика управления, особенно на скользкой дороге. В отличие от заднеприводного,  переднеприводной автомобиль значительно меньше подвержен заносу, в особенности при движении по прямолинейной траектории. Обычно потеря сцепления колес с дорогой у него происходит на поворотах. Если задние колеса потеряли сцепление с дорогой на повороте, т.е. начался занос (Рис.3).

 

 

 

 

Рис.3 Последовательность действия по выходу из заноса,
возникшего на повороте дороги со скользким покрытием.

 

 Правильные действия 

Заднеприводной автомобиль

Убавить подачу топлива. 

Если надо, слегка повернуть руль в сторону заноса. 

Переднеприводной автомобиль
Увеличить подачу топлива.

Повернуть руль в сторону заноса.

 
На что обратить особое внимание водителю переднеприводного автомобиля?
 
При заносе никогда не сбрасывать газ, а, наоборот, увеличивать.
 

 

Правила прохождения поворота на переднеприводном автомобиле:


Рис. 4 "Снос" автомобиля на повороте дороги

  • Снижайте скорость до поворота.
  • На повороте двигайтесь с постоянной скоростью или с небольшим ускорением.
  • Если вы будете проходить поворот на большой скорости или слишком ускоритесь на самом повороте, передние колеса могут потерять сцепление с дорогой и начнется "снос".Передние колеса перестанут направлять автомобиль, и он будет двигаться по касательной (рис. 4).
  • При сносе не пытайтесь вернуться к прежней траектории, поворачивая колеса. Это ничего не дает, так как они потеряли сцепление с дорогой.

 
Правильные действия:

  • Уменьшите подачу топлива. Это позволит восстановить сцепление ведущих колес с дорогой.
  • Учтите, что если ваши колеса повернутся на большой угол, то после  восстановления сцепления автомобиль может резко бросить к краю дороги. Поэтому при сносе — никаких поворотов руля до того, пока не восстановится сцепление ведущих колес с дорогой.

 Коротко о главном для переднеприводного автомобиля:

  • Почаще смотрите на спидометр, не поддавайтесь очарованию больших скоростей.
  • Перед поворотом снижайте скорость.
  • При заносе не сбрасывайте газ, а, наоборот, увеличивайте его. При необходимости поворачивайте руль в сторону заноса.
  • При сносе никаких резких действий педалью газа и рулевым колесом.

Действия водителя при угрозе столкновения


Любой водитель может совершить ошибки, которые приведут к возникновению критической ситуации. Ниже рассмотрены типичные критические ситуации, возникающие из-за собственных или чужих ошибок, и действия, позволяющие избежать происшествия или снизить тяжесть его последствий.

Критическая ситуация № 1. Встречный транспорт на вашей полосе


Если встречный транспорт начинает переезжать разделительную полосу (рис. 5).
 

Рис. 5 Начальные действия для предотвращения
лобового столкновения
 

  • Подайте предупреждающий сигнал, "помигав" светом фар, или с помощью звукового сигнала (1).
  • Немедленно уберите ногу с педали газа (2).
  • Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза, чтобы предупредить водителей, движущихся сзади (3).
  • Если необходимо, начинайте экстренное торможение (4).


Если встречный транспорт продолжает выезжать на полосу вашего движения (рис. 6)
 

Рис. 6 Экстренные действия для предотвращения лобового столкновения

 

  • Направьте автомобиль вправо (ни в коем случае не влево!) (5).
  • Примените экстренное торможение (6).
  • Ищите место для безопасного съезда на обочину (7).
  • Съезжайте на обочину (8).


 
Критическая ситуация № 2. Неожиданно впереди появляется препятствие
 
Варианты критических ситуаций показаны на рисунках 7-10.

 

Рис. 7 Лидирующее транспортное средство резко                  Рис.8 За крутым переломом дороги стоящий на вашей

тормозит                                                                                              полосе автомобиль 

 

Рис.9 На крутом повороте с закрытым обзором стоящий    Рис.10 На полосе вашего движения большая яма или 

на вашей полосе автомобиль                                                        препятствие

 

Варианты ваших действий:

  • Применить экстренное торможение и остановиться до препятствия.
  • Не изменяя скорости, объехать препятствие слева.
  • Не изменяя скорости, объехать препятствие справа.
  • Замедлить движение и объехать препятствие справа или слева.

 Что необходимо учесть при выборе лучшего варианта действий:
 

Выяснить

 

Возможно ли остановить автомобиль до препятствия?
 
 
 
Возможно ли объехать препятствие?
 
 
С какой стороны лучше объехать препятствие?
 

 

Учесть


Скорость вашего автомобиля. Сцепление колес с дорогой. Расстояние до препятствия.
Нет ли транспорта, движущегося за вами сзади на малой дистанции.
 
Нет ли транспорта на встречной полосе.
Нет ли транспорта, движущегося в попутном
направлении справа или слева.
 
Свободна ли обочина. Какова поверхность
обочины и ее ширина. Достаточно ли свободного пространства для объезда слева.


Рекомендации по выбору действий

  • Если объезд препятствия затруднен, невозможен или вы считаете, что успеете остановить автомобиль, применяйте ступенчатый способ торможения.
  • Если скорость вашего автомобиля более 40 км/ч и есть возможность объехать препятствие, то лучше воспользоваться таким способом предотвратить столкновение. В этом случае вам потребуется меньшее расстояние, чем для полной остановки. Перед началом маневра можно снизить скорость, применяя резкое торможение.

В ситуации, когда дорога заблокирована, можно объехать препятствие справа, если позволяет ширина и состояние обочины (рис. 11).

Рассмотрим, как правильно выполнить такой маневр.

 

 

 

 

Рис. 11 Возможные действия водителя при полностью заблокированной дороге


Объезд препятствия с выездом на обочину
Последовательность действий  (рис. 12). Рассмотрите таблицу снизу вверх.

 

7. Выехав на проезжую
часть, быстро поверните колеса вправо так, чтобы не выехать на соседнюю полосу движения.





5-6. Если проезжая часть дороги выше обочины, уберите ногу с педали газа и тормоза.
Затем резко поверните рулевое колесо на пол-оборота влево. Это позволит колесам вашего
автомобиля сразу выехать на проезжую часть.


 

 

4. Если объекты, находящиеся на обочине (стоящий
транспорт, столбы и т.д.) не позволяют остановить
автомобиль на обочине, придется возвращаться на проезжую часть на большой скорости. Для этого:
Расположите свой автомобиль так, чтобы оба левых
колеса находились на расстоянии 30-40 см от проезжей части.

3. Как только передние колеса будут на обочине,
прекратите всякое торможение.
При выезде на обочину плавно выравнивайте передние колеса и после того, как все колеса
автомобиля будут на обочине, начинайте снижать
скорость. Если обочина узкая и скользкая, то
лучше не тормозить, а просто убрать ногу с педали
газа. Если пользуетесь педалью тормоза, то применяйте прерывистый способ торможения.

2. Рулевое колесо поворачивайте вправо как можно плавнее и крепко держите двумя руками.

1. Постарайтесь до выезда на обочину как можно больше снизить скорость. 

 

 

 Рис. 12 Объезд препятствия с выездом на обочину


Такой же порядок действий применяется в ситуации, когда два правых колеса вашего автомобиля съехали с проезжей части на обочину из-за вашей невнимательности или при объезде препятствия.
 

 

Действия водителя при заклинивании педали газа, отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе рулевого управления, открывшемся капоте, пожаре под капотом


Каждый водитель хотя бы один раз сталкивался с критической ситуацией, возникшей из-за неисправности автомобиля. Рассмотрим наиболее распространенные аварийные ситуации и то, как можно избежать связанных с ними тяжелых последствий.

 

Заклинило педаль газа


Вам нужно остановиться, вы убираете ногу с педали газа, но она не возвращается в верхнее положение:

  • Смотрите на дорогу впереди.
  • Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.
  • Выключите зажигание (так, чтобы руль незамкнуло), нажмите на тормоз.
  • Постарайтесь как можно быстрее съехать с дороги.
  • После остановки найдите причину неисправности.

Педаль могла задеть за коврик, и вы легко ее освободите. Если причина не в этом, проверьте привод акселератора. Некоторые детали могут быть зажаты или застряли.

Небольшое количество масла, взятого с щупа для проверки уровня масла в двигателе, поможет устранить эту неисправность. Если вы не можете обнаружить или устранить неисправность (например, она вызвана поломкой или потерей возвратной пружины или поломкой крепления двигателя), не заводите автомобиль.

Отбуксируйте его на стоянку.



 

Отказали тормоза

 

Вы нажимаете на педаль тормоза, но автомобиль не снижает скорость.

Что делать? (рис. 13)

  1. Несколько раз быстро нажмите на педаль тормоза.
  2. Если это не помогает, включите фары и аварийную сигнализацию.
  3. Последовательно переходите на пониженные передачи.
  4. Воспользуйтесь стояночным тормозом. При этом удерживайте его в нефиксированном положении, чтобы иметь возможность отпустить его в случае начала заноса.


 Если имеющееся для остановки расстояние мало:

  1. Подайте звуковой сигнал.
  2. Постарайтесь погасить скорость, прижимаясь колесами к бордюру.
  3. Избегайте лобового столкновения. Лучше съезжайте с дороги на обочину.


Если впереди обрыв:

В качестве крайнего средства можно выключить зажигание и включить первую передачу. Это, возможно, повредит коробку передач, но поможет предотвратить падение автомобиля.

Если тормоза отказали на крутом спуске:

Гасите скорость, используя снежные валы, ограждения из кустарника и т.д.

 

 

Рис. 13 Отказали тормоза

 

Лопнула шина

 

 

Руль начинает тянуть в сторону лопнувшей шины.

Что делать? (рис. 14)

  1. Не тормозите.
  2. Крепче держите рулевое колесо, удерживая автомобиль на прямой.
  3. Плавно отпускайте педаль газа.
  4. Переходите на пониженную передачу.
  5. Когда скорость снизится, легко нажмите на тормоз.
  6. Остановите автомобиль вне проезжей части.
  7. Не меняйте колесо на проезжей части дороги.

 

 Рис.14 Лопнула шина

 

Отказало рулевое управление


Поворачивая рулевое колесо, вы чувствуете, что автомобиль не реагирует. Что-то отказало в рулевом управлении.

Что делать?

  1. Предупредите других участников движения включением света фар, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом.
  2. Тормозите педалью тормоза так, чтобы не вызвать заноса. Ведь устранить его вам не удастся из-за потери управления.
  3. Отказу рулевого управления часто предшествует тугое или, наоборот, легкое вращение руля. Заметив это, сразу остановитесь и устраните причину неисправности.

 Открылся капот

 

Видимость дороги впереди неожиданно закрывается открывшимся капотом.
Что делать? (рис. 15)

  1. Не тормозите резко (можете столкнуться с движущимся сзади автомобилем).
  2. Включите аварийную сигнализацию.
  3. Выгляните через окно двери. В качестве ориентира используйте дорожную разметку.
  4. Посмотрите в зеркало заднего вида, какова дистанция до автомобиля, движущегося сзади.
  5. Перенесите ногу с педали газа на педаль тормоза. Плавно тормозя, съезжайте с проезжей части
  6. дороги.

Рис. 15 Открылся капот

 

Пожар под капотом

Рис.16 Пожар под капотом

Вы почувствовали запах дыма и увидели его или языки пламени, появившиеся из-под капота. Что делать? (рис. 16)

  1. Срочно съезжайте на обочину.
  2. Выключите зажигание.
  3. Попытайтесь сбить пламя, используя огнетушитель, если его нет — землю или толстую материю.
  4. Поднимая капот, будьте осторожны. Возьмите тряпку, чтобы защитить руки от ожога при открывании замка капота. Отклоните голову в сторону.
  5. Не пытайтесь погасить пламя, увеличив  скорость. Это только ухудшит Ваше положение.


Как защитить себя при столкновении

 
Если столкновения избежать невозможно, постарайтесь хотя бы снизить тяжесть его последствий.

 

Рис. 17 Действия водителя при лобовом столкновении

Рис.18 Действия водителя при боковом столкновении

При лобовом столкновении (рис. 17):

  • Если вы пристегнуты ремнем безопасности, закройте лицо руками, чтобы защитить его.
  • Если ремень безопасности не пристегнут, падайте вбок на сиденье, чтобы избежать удара о рулевую колонку или лобовое стекло.

При боковом столкновении (рис. 18):

  • Двумя руками как можно крепче держитесь за рулевое колесо, чтобы не быть отброшенным на дверцу автомобиля.
  • Будьте готовы к маневру, чтобы выровнять автомобиль после столкновения.



При наезде сзади   

                                  

  1. Отпустите тормоз для смягчения удара и будьте готовы нажать на тормоз, чтобы после заднего удара не столкнуться с движущимся впереди автомобилем:
  2. Крепче упритесь руками в рулевое колесо, а спиной в спинку сиденья.
  3. Сильно надавите затылком на подголовник.

 Рис. 19 Действия водителя при наезде сзади

 

Почему надо всегда пользоваться ремнем безопасности?


Ремень безопасности предохранит вас от выпадения из автомобиля. При этом ваши шансы остаться в живых возрастают примерно в 5 раз. Ремень безопасности замедлит поступательное движение вашего тела вместе с автомобилем. Если при столкновении вы оказались непристегнутым, произойдет следующее. Ваш автомобиль резко остановится, а вы будете продолжать двигаться с той же скоростью до тех пор, пока не ударитесь о приборный щиток или лобовое стекло. При скорости 50 км/ч удар по силе будет равен падению с крыши трехэтажного дома. 

Ремень безопасности не позволит вам перемещаться вдоль сиденья при неожиданных остановках и поворотах, а значит, даст вам возможность управлять автомобилем.

При боковом столкновении вас может отбросить к противоположной дверце автомобиля.

Ремень безопасности удержит вас за рулем.

Ремень безопасности полезен только в том случае, если он застегнут. Позаботьтесь о собственной
безопасности — пристегните ремень. 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте