Лекции о ПДД

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

Раздел ПДД №14.


Цели:

  • Знать обязанности и действия водителя при подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».
  • Уметь действовать при приближении к опасному участку дороги в соответствии Правил.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность проезда пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. (ст. 12.18 КоАП)

На нерегулируемых пешеходных переходах отсутствуют или выключены светофоры (транспортные светофоры могут работать в режиме постоянно мигающего желтого сигнала), а также нет регулировщика, управляющего движением. В таких местах пешеходы могут выходить на проезжую
часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход для них будет безопасен (п.4.5 Правил).

Водители, подъезжающие к нерегулируемому пешеходному переходу, обязаны снизить скорость
чтобы дать возможность пешеходам вступить на проезжую часть и осуществить переход или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, находящимся на проезжей части.


Рис. 1                                                                                                     Рис. 2


14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.   

На рис.3 показана ситуация – у белого автомобиля вспыхнули стоп-сигналы, и он явно тормозит и даже останавливается прямо перед пешеходным переходом. С чего бы это?


Рис. 3                                                                                                     Рис. 4


И в подавляющем большинстве случаев именно так оно и будет – из-за остановившейся машины появится пешеход (рис.4). И очень хорошо, что вы снизили скорость и предположили такое развитие событий. Осталось только нам, водителям, научиться его неукоснительно исполнять.

Основная опасность рассматриваемых ситуаций – ограниченный обзор пешеходного перехода.

Будьте внимательны: не всегда водитель медленно движущегося транспортного средства значительно снижает скорость перед переходом, т.к. пешеход вполне успевает пересечь полосу, по которой движется указанный транспорт. Пешеход же стремится как можно быстрее пересечь эту полосу и оказаться на «свободной» (по его мнению) от транспортных средств по полосе. Поэтому в таких случаях следует отказаться от опережения автомобилей, особенно крупногабаритных, даже если они не снизили скорость перед пешеходным переходом, и двигаться несколько позади такого транспорта, ожидая появления пешехода на вашей полосе. 

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора
водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления. (ст.12.18 КоАП)
 
Когда горит красный сигнал светофора, водители должны стоять у стоп-линии (рис.5).
Как только сигналы переключились – загорелся «зелёный» - водители должны дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления (рис.6).


Рис. 5                                                                                                     Рис. 6


14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.
 

А вот сейчас даже и не важно, регулируемый это переход или нерегулируемый, какой сигнал на светофоре, присутствуют или нет пешеходов на проезжей части – если только за переходом затор, въезжать на разметку пешеходного перехода запрещено!

 

 

Рис. 7


Кому-то из вас на экзамене в ГИБДД вполне возможно попадётся вот такая задачка.
 
Как Вы должны поступить, если сразу за пешеходным переходом образовался затор?

  1. Остановиться на пешеходном переходе,если нет пешеходов.
  2. Остановиться непосредственно перед пешеходным переходом.
  3. Остановиться не ближе 5 метров до пешеходного перехода.

Вы частенько делаете ошибку, выбирая третий ответ. Эти 5 метров необходимо соблюдать, когда водитель совершает преднамеренную остановку, то есть «паркуется» у края проезжей части. Сейчас же вы совершаете то, что называется, служебную остановку! Так что сейчас 5 метров соблюдать не надо, надо просто остановиться перед разметкой пешеходного перехода.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Белая трость является международным символом недуга некоторой части граждан. При движении по дороге надо учитывать, что не дождавшись помощи, слепой пешеход может ошибиться с выбором места для перехода проезжей части. Тогда мы с Вами должны уступить человеку с белой тростью независимо от того, в каком месте он оказался на дороге.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки  маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка  производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. (ст. 12.18 КоАП)


Автобусы или троллейбусы крайне редко осуществляют посадку-высадку пассажиров с проезжей части. А вот с трамваем это сплошь и рядом. И, конечно же, водитель должен остановиться и дождаться, пока закончится посадка-высадка пассажиров.

 

 

Рис. 8


Но вот посадка-высадка закончилась, а трамвай никуда не едет. Более того, водитель трамвая даже не закрыл переднюю дверь! Можно ли нам начинать движение? Или нужно стоять, пока трамвай не поедет? Прочитаем ещё раз внимательно: «Водитель должен уступить дорогу пешеходам…и т.д.».

А уступить дорогу (не создавать помех) – это не вынудить (в данном случае пешеходов) изменить скорость или направление движения. Ну, а раз пешеходов нет, то и стоять нечего – можно начинать движение, но при этом двигаться с минимальной скоростью, позволяющей в случае необходимости немедленно остановиться. (рис.9)

У трамвая могут внезапно открыться двери, и оттуда выпадет пассажир или неожиданно
появятся опаздывающие, но не потерявшие надежду ещё успеть. (рис.10)
Рис. 9                                                                                                     Рис. 10


14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак “Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей. (ст.12.18 КоАП)
 

Для организованной перевозки детей специально нанимаются автобусы, и на этих автобусах должны быть впереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей». 

 

Рис. 11


Дети есть дети. Увлёкшись, могут и забыть, что они на дороге. Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию.

А наша задача – приближаясь к такому автобусу, снизить скорость и быть готовым при необходимости остановиться.

 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте