Лекции о ПДД

Приоритет маршрутных транспортных средств

Раздел ПДД №18.


Цели: 

  • Знать обязанности и действия водителя при подъезде к пересечению с трамвайными путями вне перекрёстка, на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, при движении мимо остановок автобусов и троллейбусов. 
  • Уметь анализировать и правильно применять полученные знания при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность движения.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

18.1. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.

Изучая правила проезда перекрестков, мы выяснили, что трамваи имеют преимущество при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом. На перекрестках трамвай уступает дорогу безрельсовому транспорту в двух ситуациях:

  1. При движении по второстепенной дороге – транспорту, находящемуся на главной дороге;
  2. При движении на стрелку в дополнительной секции светофора при основном красном или желтом сигнале – транспорту, едущему на зеленый сигнал основной секции светофора.

Вне перекрестка, когда траектории движения безрельсового транспорта и трамвая пересекаются, то трамвай имеют преимущество независимо от направления движения. Например, сейчас водитель легкового автомобиля, двигаясь прямо, должен уступить дорогу трамваю.
 

 Рис.1


Лишь при выезде из депо (у трамвая неравное право) водитель трамвая, как и безрельсового транспорта, обязан уступить дорогу. Депо - это прилегающая территория. А, выезжая из прилегающей территории, водитель всегда попадает на главную дорогу!


Рис.2


18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»,запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки,то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Прежде всего речь пойдет вот об этих знаках:

Рис.4

 

Знак 5.11 информирует водителей о том, что они двигаются по дороге с особым режимом движения, а именно – крайняя левая полоса отдана маршрутным транспортным средствам. Причём автобусы и троллейбусы будут двигаться во встречном направлении. Все остальные полосы (сколько бы их не было) – наши.


Рис.5


Знак 5.13.1 информирует водителя о том, что он въезжает на дорогу с особым режимом движения. Пересекаемая дорога – это дорога с полосой для маршрутных транспортных средств. На этом перекрёстке можно повернуть направо, можно проехать прямо, можно даже развернуться (как на всяком перекрёстке), но повернуть налево нельзя. Для движения налево на пересекаемой дороге предназначена только одна полоса, но по ней разрешено движение только маршрутным транспортным средствам.


Рис.6


Перед перекрёстком знак 5.13.2. И, значит, поворот направо запрещён! Для движения направо предназначена только одна полоса, но она отдана маршрутным транспортным средствам. Можно проехать в прямом направлении, можно повернуть налево и можно развернуться.
 

Рис.7 


В то же время и на самой обычной дороге (с двухсторонним движением!) одну полосу могут отдать маршрутным транспортным средствам. О такой организации движения водителей проинформируют уже совсем другим знаком, а именно, знаком 5.14  «Полоса для движения маршрутных транспортных средств». Эту полосу, как правило, тоже отделяют сплошной линией разметки.
 

 Рис.8


Правда, могут оставить и прерывистую линию. Но и в этом случае Правила запрещают движение и остановку других транспортных средств на этой полосе! Возникает вопрос – зачем тут нужна прерывистая линия, если сюда заезжать запрещено? Ответ на этот вопрос содержится в продолжение пункта 18.2.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее.       

    
Вспомним азы маневрирования – поворачивая направо, водитель должен двигаться как можно правее! Если крайняя правая полоса отдана маршрутным ТС и отделена сплошной линией разметки, то поворачивать направо придётся со второй полосы. В данном случае это и будет «как можно правее» (рис. 9а).   

Чтобы сделать поворот направо более безопасным, сплошную линию перед подходом к перекрёстку превращают в прерывистую. В этом случае при повороте направо, водитель обязан перестроиться на крайнюю правую полосу! Имейте в виду, если вы намерены через перекрёсток двигаться прямо, то по-прежнему ваша полоса – левая! (рис. 9б)

 

 

 

Рис. 9


Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех  маршрутным транспортным средствам.

Рассмотрим также случай въезда на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств. На рис. 9а зелёный автомобиль выезжает на дорогу, на которой крайняя правая полоса отдана маршрутным ТС. И опять, поворачивая направо, нужно держаться как можно правее. И в данной ситуации «как можно правее» - это будет поворот на вторую полосу.

На рис.9б водителю зелёного автомобиля поворачивая направо (держась «как можно правее»), необходимо сначала заехать на полосу для маршрутных ТС (пункт 18.2 это разрешает), но затем незамедлительно покинуть её. Причём, покинуть её незамедлительно водитель должен и в том случае, если даже прерывистая не переходит в сплошную! Поворот вы обязаны сделать на эту полосу, но движение по ней запрещено!                                 

Если полоса для маршрутных ТС отделена прерывистой линией разметки, пункт 18.2 разрешает заезжать на неё для посадки и высадки пассажиров. Но только для посадки или высадки! И только при условии, что это не создаёт помех маршрутным ТС.

 

 Рис.10


И не забывайте главное. Во всех случаях как кратковременного использования, так и пересечения
полосы, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств, запрещается создавать помехи общественному транспорту.

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу. 


Приближаясь к стоящему на остановке автобусу или троллейбусу, на котором только что включились левые указатели поворота, следует подумать о том, как водитель автобуса (троллейбуса) оценивает скорость движения вашего автомобиля и расстояние до него. Если он видит, что вы в состоянии притормозить и уступить ему дорогу, то так оно и будет.

Только не надо бить по тормозам, когда вы находитесь на критическом расстоянии до автобуса в момент подачи его водителем сигнала о начале движения. Поверьте, в этой ситуации движение он не начнет, а создать аварийную обстановку на дороге вы можете.

Вне населённых пунктов водители автобусов и троллейбусов при отъезде от остановки должны уступить дорогу транспорту, находящемуся в данный момент в движении.


 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте