Лекции о ПДД

Сигналы светофора и регулировщика

Раздел ПДД №6


Цели: 

  • Иметь представление о нестандартных случаях, которые могут возникать при различных дорожных ситуациях. 
  • Знать сигналы светофоров в зависимости от назначения. Сигналы регулировщика.
  • Уметь анализировать и правильно применять полученные знания при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

Светофоры


Светофоры информируют участников движения о разрешении или запрещении движения на пересечении дорог, о пешеходном переходе или определенном участке дороги. Применяются три основных типа светофоров: транспортные – для регулирования транспортных и пешеходных потоков, пешеходные – для регулирования только пешеходных потоков и светофоры для велосипедистов.

6.1. В светофорах применяют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. В зависимости от назначения сигналы могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэт пешехода или велосипедиста, а также Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала. 


 

6.2. Круглые сигналы светофора


Зеленый сигнал разрешает движение.

 

Зеленый сигнал светофора без дополнительных секций разрешает движение во всех направлениях, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, регламентирующие направление движения по полосам, и (или) горизонтальная разметка 1.18 не накладывают дополнительных ограничений.

Если Вы находитесь на дороге с несколькими полосами для движения в одном направлении, то в соответствии с требованиями п. 8.5 Правил заблаговременно займите на дороге соответствующее крайнее положение (для поворота направо – крайнее правое, для поворота налево или разворота – крайнее левое). Это есть правило рядности на проезжей части. Если перед перекрестком установлены знаки 5.15.1, 5.15.2. и (или) горизонтальная разметка 1.18, следуйте их указаниям.(рис.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      рис.1


Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, оставшемся до конца горения зелёного сигнала, могут применяться цифровые табло);

 

На рис.2 представлена ситуация. Представьте, что светофор мигнул первый раз, скорость движения у

обоих автомобилей около 60 км/ч. Первый автомобиль находиться у перекрестка, а второй – подъезжает. Водителю красного автомобиля не только нет смысла тормозить, но и опасно это делать,

 

так как водители сзади идущих машин рассчитывают на то, что он проедет через перекресток. Времени на проезд перекрестка достаточно, т.к. за одну 

секунду на скорости 60 км/ч машина проходит около 17 метров. (3с * 17м=51 метр – это немалое расстояние). Водителю зелёной машины рекомендуется начинать плавное торможение. Когда скорость движения его автомобиля будет близка к нулю, он как раз окажется у границы перекрестка и светофор переключится на запрещающий сигнал.

                                                        рис.2


Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, когда при его включении водители не могут прекратить движение без экстренного торможения, и предупреждает о предстоящей смене сигналов.

Желтый сигнал – это самый опасный сигнал светофора. Водитель должен принять правильное решение – остановиться или продолжить движение. От его решения зависит, создастся ли аварийная ситуация на перекрестке или нет.

 

На рис.3 изображена ситуация. Зеленый сигнал светофора поменялся на желтый в самый неподходящий момент для водителя красного автомобиля. Тормозить или проехать через перекресток?... Правильное решение можно принять только на дороге с учетом реальных условий. В такой ситуации водитель должен учесть:                                        

                                            рис. 3
  • скорость движения своего и сзади идущих автомобилей;
  • размеры перекрестка и расстояние до «дышащей» в спину машины;
  • хороши ли просматриваются стороны перекрестка;
  • нетерпеливость водителей справа и слева, ожидающих включения зелёного сигнала светофора.

Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности.

Как правило, ночью машин на дороге очень мало и останавливать их на каждом перекрестке или на каждом пешеходном переходе нецелесообразно. Поэтому часть светофоров переводится на желтый мигающий режим работы до утра. В таких случаях водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков (13 раздел Правил).

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и жёлтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зелёного сигнала.


 

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок


6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.


 

Светофоры направлений.

 

У них на всех трех линзах основных сигналов изображены стрелки (вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками). С помощью этих светофоров регулируют движение по полосам, над которыми они расположены. Сигналы светофоров направлений аналогичны сигналам обычного светофора, только действуют они на одну конкретную полосу. 

 

                                                  рис. 4

 

 

Транспортные светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зелёной стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зелёного круглого (основного) сигнала. Двигаться в направлении стрелки в такой секции можно, только если она включена.При этом необходимо соблюдать одно очень важное правило (п.13.5 Правил): если зелёная стрелка в дополнительной секции включена одновременно с красным сигналом основной секции светофора, то, двигаясь в направлении зелёной стрелки, необходимо уступить дорогу транспортным средствам, едущим с других направлений.

 

Прежде чем въехать на перекресток под включенную зеленую стрелку в дополнительной секции, водитель должен определить, какой сигнал включен в основных секциях светофора. Если в основной секции горит запрещающий сигнал (красный и желтый), то прежде чем въехать на перекресток следует убедиться, что не создается помех участникам движения, находящимся на других направлениях, т.к. перед ними в основной секции светофора в данный момент включен зеленый сигнал (см. рисунок).

 


                                                            рис. 5

 

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки),то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения.

Черная контурная стрелка (стрелки) наносятся на линзу основного зеленого сигнала для того, чтобы водители в темное время суток могли понять, что светофор оборудован дополнительной секцией.

 

 

 

                рис. 6

 

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипедиста),то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов). Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

 

 

                                               рис.7


6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

В таких местах необходимо проявлять особое внимание к слепым пешеходам. Правила обязывают водителей в любых местах уступать им дорогу. Кроме того, даже при включении для водителей разрешающего сигнала следует дать возможность всем пешеходам завершить переход проезжей части данного направления (п. 14.3 и 14.5 Правил).


 

Реверсивные светофоры


6.7.Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

 

                                                       рис. 8

 

Реверсивные полосы движения выделяют на проезжей части двойной прерывистой линией разметки 1.9. и применяются на тех дорогах, где в течение суток происходит значительное изменение интенсивности транспортных потоков в противоположных направлениях движения. Например, утром
реверсивная полоса открыта для потока автомобилей, движущихся в сторону центра города, а вечером – в обратном направлении. «Открытие» («закрытие») движения по реверсивной полосе в том или ином направлении осуществляется специальным светофором. Реверсивные светофоры действуют только на те полосы, над которыми они расположены.


 

Светофоры, регулирующие движение трамваев и маршрутных ТС


6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе,могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».

Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движении налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

 

 

рис.9

 

Внимание! Курсанты часто делают ошибку при решении экзаменационных билетов только из-за того, что считают этот светофор трамвайным и не обращают внимание на строки в определении «…а также для других маршрутных транспортных средств..»

 

Светофор, устанавливаемый на железнодорожных переездах


6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд.

При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

Перед особо опасными участками дорог и пересечениями (железнодорожные переезды, разводные мосты и пр.) применяются светофоры с двумя горизонтально расположенными сигналами. Попеременно мигающие красным, эти сигналы запрещают движение.
 

 

Регулировщик


Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции
и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Следуя указаниям регулировщика, водитель должен учитывать правило рядности, изложенное в п.8.5 Правил. Основные правила на эту тему изображены на рис.10 «Разрешенные направления движения по полосам».
рис.10

Для поворота (направо или налево) на перекрестке необходимо заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Отменить «правило рядности» могут знаки 5.15.1 или 5.15.2 или разметка 1.18, указывающие направление движения по полосам.

При изучении рассмотренных выше сигналов регулировщика обратите внимание на некоторые аспекты, облегчающие запоминание.

  • Из четырех возможных сторон движения с двух – регулировщик движение запрещает, с двух – разрешает (2х2=4).
  • Регулировщик вытянутыми руками указывает на те две стороны перекрестка, откуда движение разрешено.
  • «Грудь, спина – стена.» Движение всегда запрещено со стороны спины и груди регулировщика аналогично красному сигналу светофора.
  • Трамваи движутся «из рукава в рукав» регулировщика.

Сигналы регулировщика

 

рис.11

Руки вытянуты в стороны или опущены.

Своим телом регулировщик как бы делит все видимое пространство на две абсолютно симметричные половины.

  • Со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам – прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть.

рис.12

  • Со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.


При повороте направо водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке (раздел 13 Правил) (рис.13)

рис.13

рис.14

 

рис.15
рис.16

Правая рука вытянута вперед.

Этими стрелками регулировщик указывает на две стороны перекрестка, движение с которых он разрешает. Две другие стороны (за спиной и справа от регулировщика) находятся вне угла и поэтому движение с этих сторон запрещено (4-2=2):  

  • со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам – во всех направлениях (рис.18).
  • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено (рис.16);
  • пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика (рис.17);
рис.17 рис.18

 

Рука поднята вверх.

Движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, когда при поднятии регулировщиком руки вверх водители не могут прекратить движение без экстренного торможения, и предупреждает о предстоящей смене сигналов.

Запомните, если регулировщик начинает поднимать свою правую руку вверх в тот момент, когда Вы въезжаете на перекресток или уже находитесь на нем, то он рассчитывает на то, что Вы закончите проезд этого перекрестка. Ведь в отличии от «слепого» светофора, регулировщик все видит и знает, когда и какой сигнал лучше подать.


Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

 


6.11. Требования об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен
остановиться в указанном ему месте.

6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (6.16), а при её отсутствии:

  • на перекрестке –  перед пересекаемой проезжей частью (с учетом п.13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Последовательность выбора правильного места для остановки

рис.20

  1. При наличии стоп-линий (дорожная разметка 1.12) остановиться надо перед ней.
  2. Дорожный знак «Стоп-линия» (знак 6.16) указывает место для остановки в том случае, когда разметка 1.12 отсутствует или не видна (занесена снегом).
  3. Если нет ни разметки, ни знака, то остановиться следует у светофора. Либо провести воображаемую линию, соединяющую ближние к вам границы тротуаров, чтобы не мешать переходить пешеходам дорогу.

4. А если ничего нет из вышеперечисленного, тогда вы должны остановиться перед воображаемой линией границы пересекаемой проезжей части, не создавая помех транспорту, движущемуся по ней.


6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13. Правил, разрешается дальнейшее движение.

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. В случае, если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.


При управлении движением регулировщик наделён наивысшим приоритетом. Все его сигналы и распоряжения по порядку движения для всех водителей обязательны, даже для автомобилей со специальными сигналами (сиреной и проблесковым маячком). Т.е распоряжения регулировщика отменяют введённые ограничения на дорогах или перекрестках, которые установлены знаками, разметкой или светофорами.

 

Следует разделять два понятия: сигналы и распоряжение регулировщика.

1. Регулировщик подает сигналы одновременно всем водителям. При этом, как правило, он находится в центре перекрестка, а для регулирования движения использует выше рассмотренные основные жесты. Для такого случая запомните правило: Сигналы регулировщика отменяют только сигналы светофора и знаки приоритета, но все остальные знаки и правила продолжают действовать.

2. При управлении движением регулировщик наделён наивысшим приоритетом. Все его распоряжения по порядку движения для водителей обязательны, даже если они противоречат средствам организации и регулирования движения (знакам, разметке, светофорам).  Т.е распоряжения отменяют все остальные ограничения Правил (остановка, стоянка, расположение на проезжей части дороги и т.д.)

Светофоры, работающие в основном режиме (красный-желтый-зеленый), отменяют действие знаков
приоритета. В таких ситуациях водители на знаки приоритета внимания не обращают, как будто знаков приоритета нет, т.е. подчиняться лишь сигналам светофора.

Знаки приоритета, установленные вместе со светофором, действуют только при неработающих (выключенных) светофорах или же в случае, когда они работают в режиме постоянно мигающего желтого сигнала 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте